"То, что Россия их не берет, факт свершившийся, и сейчас только одна дискуссия - о сумме денег, которые должны быть возвращены", - сказал Бочкарев. По его словам, в ближайшее время Луи Готье, представляющий французскую сторону на переговорах по этому вопросу, прибудет в Россию, и начнутся "очередные сложные разговоры". Так что, похоже, точка в судьбе "Мистралей" поставлена.
Напомним, что построен и полностью готов к передаче ВМФ РФ первый корабль, названный "Владивосток". Второй, под именем "Севастополь", спущен на воду и до последнего момента находился в стадии достройки. Во Франции даже прошли обучение экипажи, сформированные для этих кораблей. Увы, давление Вашингтона оказалось сильнее контрактных соглашений. Не остановила Париж и угроза огромных репутационных потерь.
Когда из-за санкций, введенных против нашей страны и формально увязанных с ситуацией на Украине, Франция отказалась в оговоренные сроки передавать "Мистрали" нашим морякам, начались гадания об их будущем. Появились сообщения, что для вертолетоносцев подыскивают новых покупателей. Во французской прессе даже рассматривался вариант затопления "Мистралей". Оказалось, что кроме России они никому не нужны.
Вице-премьер Дмитрий Рогозин в связи с этим напомнил, что новые корабли полностью русифицированы и адаптированы под стандарты нашего флота - "начиная от табличек и заканчивая электропитанием, они сделаны под технические требования ВМФ РФ".
Кто же окажется в выигрыше от всей этой кутерьмы с "Мистралями", а кто проиграет? Однозначно проиграла Франция. И не только в деньгах. Мировой рынок оружия очень чувствителен к такого рода коллизиям. Отказ Индии закупать французские истребители в том объеме, о котором первоначально шла речь, пусть косвенно, но с "Мистралями" связан. Эксперты утверждают: завис целый ряд военно-технических контрактов Франции с иностранными государствами.
Россия же оказалась в выигрышной ситуации. Все потраченные деньги рано или поздно вернутся с лихвой. К тому же внутри страны многие наверняка вздохнут с облегчением - отношение у военно-морских специалистов к "Мистралям" всегда было неоднозначным.
Благодаря пусть и нереализованному контракту, тем не менее, удалось создать морскую версию прекрасного вертолета "Аллигатор" - Ка-52К. Его ударная мощь стала выше, чем у сухопутного вертолета. Ведь эта машина должна нести ракеты, способные утопить вражеский корабль. На Ка-52К установили лазерно-лучевую систему наведения управляемого оружия и систему обработки видеоизображений семейства "Охотник". А радиолокационный комплекс "Арбалет" позволяет вертолету эффективно решать задачи даже при воздействии радиоэлектронных помех. В перспективе обновленное бортовое оборудование Ка-52К позволит обнаруживать морские и воздушные цели на удалении 200 км. Вертолет сможет нести противокорабельные ракеты типа Х-31 и Х-35, которые сейчас применяют самолеты Су-30 и МиГ-29К.
Франция не могла передать нам свои десантные корабли-доки с оригинальной боевой информационно-управляющей системой - в ней много американских компонентов, а США, естественно, были против такого экспорта. Поэтому началось спешное проектирование российской системы, которая, как считают специалисты, в итоге оказалась ничуть не хуже французской.
Наконец, несколько обескураженные закупкой "Мистралей", отечественные кораблестроители в инициативном порядке разработали проекты десантных кораблей, которые превзошли по возможностям французские аналоги. К тому же они полностью адаптированы к условиям России. Командование ВМФ уже рассматривает эти проекты на предмет включения их в гособоронзаказ.
Вертолетоносец "Мистраль"