Для улучшения имиджа бизнеса должны быть четкие и понятные правила игры. Должен работать закон. Известны случаи преследования предпринимателей по надуманным предлогам, отъем бизнеса. На самом деле, если спустить на низовое звено, на малый и средний бизнес, то известны десятки тысяч случаев, когда правоохранительная система совершенно безжалостно по поводу и без повода расправляется с предпринимателями. А если государство в лице силовых структур или судебных органов так относится к предпринимателям, то понятно, что общество будет относиться к ним так же.
Наша экономическая система построена таким образом, что большая часть доходов собирается на федеральном уровне. И основные нормативные акты, которые регулируют деятельность бизнеса, экономическую деятельность - на федеральном уровне. Поэтому все, что связано с нормальным развитием и функционированием предпринимательства, в большей степени зависит от того, какие нормативные акты и законы принимаются на федеральном уровне.
Роль регионов у нас значительно меньше, а муниципалитетов совсем сведена к нулю. Из тех вещей, которые сейчас очень сильно угнетают развитие предпринимательства, помимо проблем в правоприменительной сфере, главной являются постоянные изменения нашей налоговой системы. Невозможно развивать бизнес, если постоянно меняются законы и нормативные акты. Бизнес не может нормально планировать свою деятельность и развиваться, создавать рабочие места, платить налоги, если не понимает правила игры. Не уверен, что они не будут меняться каждый год. Мы постоянно отбиваемся от огромного вала нормативных актов, которые вредят развитию предпринимательства. Что-то удается купировать на стадии принятия законов. Что-то удается подправить. Но мы играем роль догоняющих. Мы не успеваем реагировать на те нововведения, которые часто принимаются из благих побуждений. Ну, не хватает денег в бюджете, так давайте повысим налоги на бизнес. Большой разрыв существует между декларациями о поддержке бизнеса и теми реальными шагами, которые делаются.
На муниципальном уровне главным образом не хватает налоговой базы. Большая часть налогов уходит на федеральный уровень. Меньше чем нужно уходит на региональный, и еще меньше уходит на муниципальный. Вспомним ситуацию с применением коэффициентов К-1 и К-2. Конечно, наиболее дальновидные руководители муниципального уровня постараются создать такие условия, перетерпев время, чтобы к нему пошел этот бизнес даже из других муниципальных образований. Если глава муниципального образования скажет: предприниматели, приходите в мой округ, я зубами буду грызть каждого, кто будет мешать вам работать. И реально будет это выполнять, то не только его муниципальный округ будет развиваться, но и из соседних образований к нему вприпрыжку побегут предприниматели. Но системно эту проблему можно решить, только если те обязательства, которые возлагаются на муниципальные образования, будут подкреплены финансовыми ресурсами. Одно дело, когда у муниципалитета есть права и возможности создать финансовую базу, которой можно предпринимателю воспользоваться. Другое дело, когда они вынуждены постоянно стоять с протянутой рукой. Муниципальное образование - перед регионом. Регион - перед федеральным центром. И тогда получается, лучше работает тот, кто умеет лучше клянчить или договариваться о получении трансфертов, субсидий и т.д. У мэра или главы муниципального образования есть возможности выделять землю, подсоединять к коммуникациям. Возможностей достаточно для того, чтобы облегчить жизнь предпринимателей. Но фундаментальная причина все-таки заключается в том, что часто под те обязанности, которые у него есть, у него нет финансовых возможностей. А брать их неоткуда, кроме как с налогов.