Доклад - это плод совместной работы Горбачев-фонда и Комитета гражданских инициатив (КГИ). Перестройка, напоминали на презентации авторы доклада, по сути, началась ровно 30 лет назад. Именно в мае 1985 года во время поездки в Ленинград Михаил Горбачев произнес: "Видимо, товарищи, всем нам надо перестраиваться".
Доклад, подчеркивают его авторы, поднимает важнейший вопрос о ценностях, которые перестройка внесла в общество, в сознание людей. Она "стала попыткой ответа на давно накапливавшиеся в советском обществе вопросы фундаментального характера - о свободе и ее границах, об отношениях между государством и личностью, о гарантиях собственности и праве владеть ею". Перестройка, подчеркивает один из авторов доклада, политолог Андрей Рябов, была попыткой выхода из "исторической колеи" - представления о том, что альтернативой государственно-центричной модели в России является хаос и смута.
Перестройка попыталась подвергнуть переосмыслению ценности и значение власти, десакрализовать ее, убежден еще один из авторов доклада, политолог Андрей Захаров. С ним согласен и Федор Лукьянов, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике", приглашенный для обсуждения доклада. Лукьянов вспоминает ту самую поездку Горбачева в Ленинград: уже одно то, что генсек просто разговаривал на улице с людьми, потрясало. Власть, говорит Лукьянов, как будто одновременно и спустилась с небес и поднялась из бункера.
"Это была попытка глобальной державы изменить мир, изменив себя", - такое определение перестройки, уже применительно к внешней политике, дает Лукьянов. Порыв был во многом идеалистический, и попытка эта не удалась. "Оказалось, что силы идеи недостаточно, она должна быть подкреплена силой государства", - резюмирует эксперт.
Перестройка не была завершена, уверены эксперты. Финансово-экономические проблемы советской модели нарастали, система давала все больше сбоев. Тем не менее "перестройка была цивилизационным успехом России, рассчитанным на долгосрочную перспективу". И общественную дискуссию о ценностях, не законченную в конце 80-х, необходимо продолжить сейчас. При этом, как подчеркнули на презентации доклада его авторы, новая перестройка - это вовсе не та идея, которую ставит в центр внимания это исследование.
Алексей Кудрин, глава КГИ, считает, что в историческом масштабе роль Михаила Горбачева - безусловно положительная. У перестройки не было плана, и Горбачев, возможно, не до конца понимал те задачи, которые стояли перед страной, "но ему приходилось рулить в тот момент, когда система начала давать сбои".