Железнодорожники объясняют этот шаг убыточностью линии. За 2014 год поезд перевез 62 тысячи пассажиров, что составило только 52 процента загрузки.
- Решение об отмене поезда Няндома - Архангельск было принято в связи с возможностью перевозки пассажиров на этом направлении другими поездами дальнего следования: Архангельск - Котлас, Архангельск - Москва и Архангельск - Санкт-Петербург, - отмечает руководство Северной железной дороги.
Но, как выяснилось, указанные поезда отправляются и прибывают в крайне неудобное время - глубокой ночью, так что зачастую пассажирам приходится тратиться еще и на гостиницу.
Областные власти направили обращения с просьбой возобновить движение пассажирского состава до Няндомы в минтранс РФ, в правительство России и руководству ОАО "РЖД".
Ответом "РЖД" стал отказ в возобновлении маршрута за подписью вице-президента компании Михаила Акулова. А замглавы минтранса РФ Алексей Цыденов посоветовал региону построить новую модель обслуживания населения.
В качестве крайнего варианта введен в действие новый пригородный маршрут Няндома - Пукса, курсирующий в определенные дни недели. Жителям небольших станций, где не останавливаются поезда из Петербурга и Москвы, хоть и с пересадками, но можно добраться до Архангельска.
Отметим, что для жителей станций Тарза, Ивакша, Лепша, Шалакуша, Лельма, Шожма, Шестиозерский и ближайших к ним населенных пунктов железная дорога, по сути, единственный вид транспорта. Автодорог между маленькими поселками нет, а расписание поезда Архангельск - Няндома местные жители знали наизусть. "Дежурка" хоть и ехала медленно, но останавливалась на всех станциях каргопольско-няндомского направления. Теперь скорые поезда столичного направления со свистом проносятся мимо них.
- Пустить электричку от Пуксы до Няндомы - это достаточно здравая идея, - говорит председатель комитета по промышленной политике, транспорту, связи и экологии областного Собрания депутатов Эрнест Белокоровин. - У людей появилась возможность посещать медицинские и административные учреждения в районном центре.
Возможность, конечно, появилась. Но вот расписание опять забыли согласовать с пассажирами. По отзывам местных жителей, единственный день, когда у них есть возможность успеть в райцентр без больших задержек между поездами, - это пятница. Кроме того, возросла и цена на билет.
P. S.
Когда верстался номер, стало известно, что с 2 июня Северная железная дорога все-таки пересмотрит график отправления пригородного поезда Няндома - Пукса. В то же время и власти, и сами железнодорожники признают, что это нельзя считать полноценной заменой поезда дальнего следования Архангельск - Няндома, который полностью устраивал людей.
Марина Звягина, жительница Няндомы:
- Получается, что теперь только в пятницу все жители района, проживающие к северу от Няндомы, могут посетить больницу, ФРС, БТИ, пожениться, развестись, встать на учет и так далее. Именно так составлено расписание электричек и поездов. Поэтому, дабы не тратить зря нервы и время, жители райцентра, не планируйте на этот день посещения каких-либо организаций, так как с семи утра мы, обитатели поселков, уже там. Не обижайтесь, но только в пятницу мы можем посетить наш райцентр, не рискуя заночевать на вокзале.
Кстати
На территории Поморья работают 57 пригородных поездов. Как и во многих других регионах России, железнодорожные пригородные перевозки здесь являются убыточными. В соответствии с договором областной бюджет выплачивает перевозчику компенсацию по выпадающим доходам. На первое полугодие предусмотрено 85 миллионов рублей. В целом на 2015 год на покрытие убытков СППК в бюджете Архангельской области заложено 170 миллионов. Но этого недостаточно: всего, по расчетам перевозчика, убытки компании в 2015 году по перевозкам в Поморье составят 447 миллионов рублей.