Дело в том, что правительству Карелии предстоит сократить расходы бюджета на полтора миллиарда рублей. Это необходимо для того, чтобы получить из федеральной казны помощь в размере 3,9 миллиарда рублей в форме бюджетных кредитов, то есть под 0,1 процента. "Под нож" пойдут в том числе и затраты на образование.
- Реорганизация в учреждениях образования вызвана несколькими причинами, - оправдывается первый заместитель министра образования республики Татьяна Васильева. - Во-первых, в некоторых муниципальных управлениях образования увеличиваются неэффективные расходы. За счет субвенций на учебную деятельность оплачивают работу обслуживающего и технического персонала, чего не должно быть. Во-вторых, снижаются показатели качества образования. И в-третьих, уменьшается число учащихся.
Поэтому, считают в министерстве, отдельные классы и школы можно объединить, а некоторые вообще закрыть. Педагоги и родители учеников, естественно, возмущены. Для школьников из глубинки такой подход обернется кучей проблем.
Шуньгскую школу (Медвежьегорский район) на бумаге уже объединили с учреждением в селе Толвуя.
- В нашу школу подвозят ребят из трех деревень, - говорит директор Шуньгской школы Марина Горячева. - После объединения нам надо будет всех отправлять в Толвую - по несколько десятков километров туда и обратно. Такого быть просто не должно! У нас добротная, уютная школа, укомплектованная всем необходимым оборудованием. Почему ее надо закрывать?
Что касается технического персонала, то его действительно больше, чем педагогов, признает директор. Но как уволить двух водителей, повара, посудомойку?
Обеспокоенность грядущей реорганизацией высказывает и директор вечерней школы Петрозаводска Сергей Щуковский. Подобные учреждения вообще на грани закрытия. А там занимаются работающая молодежь и подростки, которых по разным причинам исключили из обычных школ. Теперь их предлагают вернуть обратно.
В странной ситуации находится и школа на острове Валаам. В ведомственном приказе ее будущее описывается в деликатной форме: учеников переведут в другие образовательные учреждения. Но других-то школ на острове нет, так что на самом деле речь идет о простом закрытии.
Депутаты Законодательного собрания Карелии, похоже, заняли сторону педагогов. Парламентарии хоть и поддержали предложение о сокращении расходов бюджета, но приказ о реорганизации учреждений образования предложили пока "заморозить". Как минимум до тех пор, пока этот вопрос не будет обсужден всеми заинтересованными сторонами, включая чиновников, учителей, родителей школьников и независимых экспертов.
Справка "РГ"
На основании ведомственного приказа в той или иной степени реорганизации подлежит 91 школа, 65 из которых работают в сельской местности. А всего в Карелии деревенских школ 116.
Зинаида Ефлова, исполнительный директор Ассоциации сельских и малокомплектных школ Карелии:
- Школа должна оставаться в селе до последнего ребенка. Я против "филиализации" и против того, чтобы детей из деревень свозили в интернаты. Это рушит семейные связи, устои, личность. Ужасно, когда первоклассники в интернате плачут по ночам, тоскуя по маме. Детям до 14 лет необходимо жить с родителями. А вот уже после девяти классов молодой человек может покинуть село, чтобы получить дальнейшее образование.
Маленькой школе необходимо оставить юридическое лицо, не делать ее филиалом более крупного учреждения. Экономия, полученная от такого управленческого решения, смешная. Как показывает опыт реструктуризации, в итоге подобных "присоединений" школы в деревнях исчезают совсем. Здесь больше таких убытков, которые не сосчитать, - несчастливые судьбы детей и разбитые семьи. В Карелии нет ни одного счастливого случая, когда базовая школа заботилась бы о своих филиалах.
Внимание нужно сосредоточить на другом - помощи малокомплектным школам. Им важно не только выстоять и сохраниться, но и во многом измениться - стать современными, динамичными, гибкими.
В том числе за счет решения проблемы кадров. В сельских школах в основном работают учителя предпенсионного возраста, а на замену им нет молодых специалистов, умеющих одновременно вести урок в нескольких образовательных программах. Таких в институтах не готовят. К тому же выпускники вузов неохотно едут в деревню. Поэтому если в поселке нет жилья для учителей, то претендовать школе не на кого.