Идея принадлежит московскому "Геликону" и его создателю Дмитрию Бертману. Как все в "Геликоне", придумано талантливо и рискованно. Бертман - отличный педагог, он знает возможности серьезных талантов и в "Нано-опере" ставит их на грань выживания.
Вообразите себя на месте человека, которому вручены солисты и хор "Геликон-оперы" и даны 15 минут, чтобы прямо на глазах публики сотворить мини-спектакль - взяв за основу фрагмент известной оперы или оперетты. В этих экстремальных условиях на наших глазах происходило подобие чуда: из хаоса складывалась форма, из суеты - смысловые закономерности, из мелочевки деталей - образы. И все цементировалось музыкой. В финальном гала-концерте в действие вступил и геликоновский оркестр под водительством Владимира Понькина - сложенные молодыми режиссерами каркасы обрастали плотью, в иных угадывались ростки будущих шедевров.
Оговариваю: фрагменты брались за основу - потому что некоторые из участников использовали хрестоматийную вещь для создания собственного, вполне самостоятельного "клипа". Как, например, знаменитый дуэт "Помнишь ли ты?" из "Сильвы" Кальмана, приобретший почти фарсовый окрас: только что слившиеся в экстазе любовники, приводя себя в порядок, выясняют отношения - так это придумал Андрей Цветков-Толбин, ставший лауреатом первой премии. Или дуэт Татьяны и Ольги "Слыхали ль вы?", в который Павел Сорокин ухитрился втиснуть развернутую сцену с детьми - дофантазировал предысторию пушкинских сестер. Но тот же Цветков-Толбин предложил крайне накаленную и пластически изощренную сцену изнасилования-вакханалии из "Катерины Измайловой" - и тогда восхищение вызывали уже артисты "Геликона": они на лету схватывали предложенные режиссером движения и немедленно их воплощали - точно, изобретательно, актерски выразительно и с полной самоотдачей.
Я мало видел на оперной сцене зрелищ столь захватывающих, как этот показательный мастер-класс, где роль мастеров должны были выполнять молодые и не всегда вполне оперившиеся режиссеры. Иной раз это были люди из профессий, которые трудно назвать смежными - как, например, директор департамента коммуникаций "Росатома" Сергей Новиков, которому в результате был вручен сертификат на постановку спектакля в Красноярском театр оперы и балета.
Впрочем, были среди участников конкурса уже опытные люди. Серьезное впечатление оставил Филипп Разенков, ученик Дмитрия Бертмана и ныне главный режиссер Театра оперы и балета Удмуртии - он набросал финал "Бала-маскарада" Верди немногими крупными мазками, но каждый становился эмоциональным шоком и потом долго будоражил память. Так что теперь несомненно надо ехать к лауреату третьей премии Разенкову в Ижевск, смотреть его "Онегина", его "Аиду"... Занявший второе место у жюри Павел Сорокин, тоже ученик Дмитрия Бертмана, теперь сам преподает в Ростовской консерватории. Вообще, концентрация перспективных талантов, собравшихся в тесном пространстве "Геликон-оперы", впечатляла, и выбор для международного жюри был трудным.
Свои призы учредили и члены медиа-жюри, представлявшие многие крупные издания, музыкальные интернет-порталы, радио и телевидение. Среди этих призов были поистине царские - наподобие возможности побывать на оперном фестивале в Зальцбурге, или приехать на стажировку в Москву и Питер, или приглашения работать на телеканале "Культура". Свой диплом и памятный подарок вручила и "Российская газета" - его получил Павел Сорокин.
Проводившаяся уже второй раз "Нано-опера" стала одной из последних больших акций "Геликона" в бывшем конференц-зале на Новом Арбате, где театр временно поселился в ожидании реконструкции исторического здания. Теперь реконструкция стремительно близится к победному концу, а театр готовится к переезду. Его первой премьерой на новой сцене будет "Садко" Римского-Корсакова. И надо ожидать, что через два года конкурс "Нано-опера" обретет новый размах.