29.05.2015 12:14
Общество

Жюри конкурса педагогов-русистов прокомментировало присланные эссе

Это было самое трудное заседание жюри за 15 лет. В год 70-летия Победы все должны были стать победителями. Учителя и их ученики из 30 стран мира образовали своеобразный "бессмертный полк": каждый имеет право на свою память о Победе. Кто решится взвесить: чья память лучше?
Читать на сайте RG.RU

Благодарность и признательность всем участникам конкурса "Язык Победы. Что знают ваши ученики про май 45-го?". В современном мире появилось много охотников переписать и сфальсифицировать итоги Второй мировой войны. Появились и страны, в которых педагогу надо иметь гражданское мужество, даже преподавая в школе русский язык и литературу, чтобы через великие книги и фильмы рассказывать правду о войне, которая остается Великой Отечественной лишь для отдельных постсоветских стран. Мне лично были очень важны работы педагогов, которые думают над трудными вопросами войны и мира, которые ищут ответ на них вместе со своими учениками, пытаются "рассекретить" Победу для новых поколений.

Российские школьники услышат "рабов Третьего рейха"

Отдельный поклон нашим лауреатам прежних лет. С какой радостью узнавались ваши фамилии, серьезный, конкурентоспособный уровень эссе, профессионализм и талант. Особые слова Рустамжону Бадалову, который своим поэтическим проектом к юбилею Победы покорил всех друзей в соцсетях. С ним может соревноваться и Тамара Скурихина, которая каждый день делится новаторскими находками, и многие-многие из вас, друзья-лауреаты.

Но. Ветеранский сбор объявлять нам рано. Дадим возможность тем педагогам, которые ни разу не становились лауреатами, стать членами нашей большой семьи. Фамилии новых лауреатов опубликуем 6 июня.

С признательностью каждому участнику,
Ядвига Юферова

Члены жюри о конкурсе

Марина Королёва, заместитель главного редактора радиостанции "Эхо Москвы": Для меня неожиданным открытием стали две работы из Болгарии. Ничего шаблонного, ничего казенного (а это у учителей бывает, чего уж там) - только свои истории, свои эмоции. И какой-то совсем новый взгляд на события 70-летней давности от нового поколения школьников, которые не знают, что такое "гимнастерка", но готовы немедленно найти эту "гимнастерку" в интернете.

Ирина Мурзак, профессор МГПИ: Наш победный конкурс ждали с особенным вдохновением все: и участники, и лауреаты прежних лет, и, конечно, члены жюри. А когда наступил этот день, стало грустно. От того, что тема, заданная в этом году, сложная, тревожная, часто была раскрыта схематично, как отчет для методической комиссии. Не оправдались ожидания. Но у каждого они свои. Кто-то из горячо мною любимых лауреатов не победил в этом году вовсе не из-за слабости своего эссе - много искренних работ мы прочитали. Ведь нельзя принять активность на нашей Пушкинской страничке в Фейсбуке за конкурсное эссе. Грустно мне было и от шаблонных работ. О такой теме, как "Язык Победы" нужно или говорить сердцем, или молчать. Кому интересны методические разработки по теме "Великая Отечественная война"? Давно сформировавшиеся стереотипы часто воспринимаются как неопровержимые истины. Я против стереотипов.

Говорят, что первой жертвой на войне становится правда. Поэтому работы, где много правды и сердца, мне нравились больше, чем отчет о достижениях конкретного педагога. Радует то, что молодые учителя пишут ярко, искренне, образно. Не могу не рассказать об одной работе, где подмечены черты эпохи, обозначены смены традиций. В советском нашем прошлом все молодожены после ЗАГСа ездили на могилу неизвестного солдата, благодарили за счастливое будущее, потом эта традиция превратилась в бессмысленный ритуал, девальвировалась сама идея благодарности. Но вот в этом году, когда весь мир праздновал 70-летие Победы, традиция возродилась не по решению правительства или каких-то организаций, она вернулась на новом уровне осознания подвига неизвестного солдата.

Андрей Ястребов, доктор филологических наук, заведующий кафедрой истории, философии и литературы РУТИ-ГИТИС: Вера в народ и надежда на победу, горечь утрат и радость нежданных встреч запечатлены в сознании тех, кто писал эссе. Мысли эссеистов о военном времени и дне Победы - это не просто слова. Память о тех, кто сохранил мир на земле, бережно хранится в странах, некогда объединенных СССР. Участники проекта "Российской газеты" благодарны героям войны, погибшим и живым: какое великое счастье жить в мире и быть свободным. Слова, сотканные из воспоминаний детства, рассказов родных, самые важные и честные, потому что они о каждом из нас.

В МИД РФ отметили рост интереса к русскому языку в мире

Впечатление о конкурсных работах неоднозначное. Многие эссе были написаны будто по единой модели, некоторые участники прислали на конкурсные испытания методические разработки разного рода патриотических мероприятий, иные посвятили свои эссе биографиям героев. Безусловно, подобные работы очень трогательны, но они не совсем раскрывают суть заявленной темы. Самое отрадное впечатление - практически все эссе несут отпечаток святости человеческой памяти, пронизаны мыслью о необходимости чтить память о подвиге людей, которых объединил русский язык: у подвига нет национальности - эта мысль объединяет практически всех участников конкурса.

С философской точки зрения, эссе выявили следующие смысловые модели: война противна созидательной или творческой деятельности, носителем которой является язык, гарантия мира - то, что каждый человек получает от жизни через свой языковой, рефлексивный опыт осмысления прошлого.

Ценность конкурса эссе состоит в самых широких обобщениях. которые сделали авторы: каким бы ни был наш смысл жизни, самое главное - это позиция, которую человек занимает по отношению к войне. Человек не всегда может изменить обстоятельства, но он волен занять достойную позицию в самой тяжелой ситуации и открыть во всем глубокий жизненный смысл, великую пользу для собственной души и мира, чувство привязанности к тем местам, где родился и вырос, уважительное отношение к языку своего народа и русскому языку, который объединяет народы.

Образование