28.05.2015 21:45
Культура

Открылся музей "бездомного" художника Анатолия Зверева

В Москве открылся музей одного из самых "бездомных" художников
Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №115 (6686)
Анатолий Зверев был одним из самых бесприютных российских художников ХХ века, свободным от всякой "движимости" и "недвижимости", человеком, у которого фактически не было не только мастерской, но и постоянного пристанища. "Даже в начале 1980-х, когда большинство его соратников уже приобрели респектабельность, семьи, мастерские и даже автомобили, Толя продолжал скитаться - его неприкаянность даже усилилась", - вспоминал Юрий Носов. Теперь, без малого тридцать лет спустя после смерти, художник обрел свой дом.
Читать на сайте RG.RU
В Москве открылся частный музей Анатолия Зверева

В Москве, в двух шагах от "Маяковской", открылся частный музей Анатолия Зверева - Музей АЗ. В основе музейного фонда - коллекция Наталии Опалевой, которую она собирала с 2003 года (это почти тысяча работ Анатолия Зверева и российских художников нон-конформистов) и дар Алики Костаки, дочери Георгия Костаки, - около 600 произведений, а также альбомов художника и архивных материалов.

Среди вновь появившихся частных музеев он выделяется тем, что начался не только с частной коллекции, но и с выставок и издательской программы. Среди ярких относительно недавних проектов - выставки в "Новом Манеже": "Зверев в огне" (2012) и "На пороге нового музея" (2014). "Эта выставка стала окончательным подтверждением того, что музей должен быть, - рассказывает Наталия Опалева, генеральный директор Музея АЗ. - На выставку пришло огромное количество людей. В книге отзывов чуть ли не на каждой странице был вопрос: "А где же музей? Почему нет музея?". Уже когда шел демонтаж выставки, зрители еще приходили, просили их пустить, жалели, что не успели посмотреть...".

В Музее личных коллекций покажут картинки из детства

Но если "Новый Манеж" мог принять две тысячи человек в день, то три этажа нового музея рассчитаны на то, что одновременно в нем может находиться максимум 50-70 посетителей. Поэтому решено организовать работу... по сеансам. "Это очень удобная форма, популярная в Европе. Можно, забронировав билет на сеанс, не стоять в очереди, - говорит Наталия Опалева. - Мы планируем четыре сеанса в день - в 12.00, в 14.00, 16.00, 18.00. Каждый сеанс длится около двух часов, чтобы человек мог посмотреть экспозицию, фильмы, книги в киоске, посидеть на крыше с чашечкой кофе... Может быть, кто-то, отдохнув, захочет вернуться в залы, вновь посмотреть работы".

Билеты, скажем прямо, не самые дешевые - 400 рублей. "В эту сумму входит набор флаеров, который рассказывает о темах и экспозиции каждого этажа музея, плюс в эту сумму входит чашка кофе или бутылка воды", - объясняет директор.

Музей открывается экспозицией "АЗ - это Я как раз!", посвященной портретам и автопортретам художника. Среди них - и ранние портреты конца 1950-х годов, в том числе редкий у него двойной портрет, когда он написал юную Алики Костаки и себя рядом. Тут же - портреты дочерей Костаки, самого Георгия Дионисовича художников Владимира Немухина, Владимира Пятницкого и Дмитрия Краснопевцева, фотографа Игоря Пальмина, французского дирижера и композитора Игоря Маркевича... Рядом - впервые показывающиеся работы середины 1960-х годов, сделанные на заказ для дипломатов, из собрания Дмитрия Апазидиса. В том числе портрет супруги посла Швеции в СССР с 1964 по 1973 год Агнес Ярринг.

Сын Дмитрия Апазидиса Георгий рассказывает: "Гуннар и Агнес Ярринг были друзьями нашей семьи. Папа работал в посольстве Швеции. Во время одного из посещений нашего дома г-н Ярринг обратил внимание на картины Зверева и поинтересовался, не мог бы Зверев нарисовать его жену. Мой отец поговорил с Толей. Тот сказал: "А чего, с удовольствием...". Назначили день встречи у нас дома. Они встретились у нас дома, и Толя написал несколько портретов. Госпожа Ярринг великолепно говорила по-русски...

Много говорят о том, какой он гениальный художник, но он был и тонким дипломатом

Много говорят о том, какой он гениальный художник, но он был и тонким дипломатом. Причем такого дипломата, как Толя Зверев, еще надо поискать. Вы представьте себе: Москва, 1965 год. Советский человек встречается с женой дуайена дипкорпуса в Москве. И ведет себя естественно, деликатно, в высшей степени тонко.

При этом он был одет в своей обычной манере: рубашка наизнанку (он страшно боялся швов), пиджак с чужого плеча, стоптанные ботинки. Но их беседе этот никак не мешало. Они разговаривали о спорте: Толя был страстным футбольным болельщиком, а Агнес Ярринг интересовалась спортом... Так он и написал несколько ее портретов. Один остался в коллекции отца".

Отдельный этаж посвящен портретам Оксаны Михайловны Асеевой, вдовы поэта Николая Асеева, одной из легендарных сестер Синяковых, в которых были влюблены все футуристы, от Бурлюка до Хлебникова... Анатолий Зверев встретил Оксану Михайловну в 1968 году, разница в возрасте - 40 лет. Но для стихов, портретов и нежности эта разница не стало преградой.

Живопись