01.06.2015 00:41
Экономика

Японские компании заинтересовались управлением ТОР в России

На Дальнем Востоке иностранные компании выбирают территории развития
Текст:  Татьяна Зыкова
Российская газета - Спецвыпуск: Форум №117 (6687)
Японские компании могут допустить к управлению специальными территориями опережающего развития (ТОР). Идеи, о которых впервые заявил на форуме в Токио заместитель главы минвостокразвития Сергей Качаев, сегодня активно обсуждаются в ведомстве. Это новый формат взаимодействия, при котором иностранные компании могут выступать операторами ТОРов. А сами территории будут ориентированы на японский, китайский и корейский бизнес.
Читать на сайте RG.RU

Секция, посвященная инвестиционным возможностям Дальнего Востока, собрала максимальное число презентаций, неожиданных, оригинальных, содержательных проектов, выгодных как российской, так и японской региональным экономикам.

По словам Сергея Качаева, сегодня интеграция регионов-соседей - тот мотор, от которого зависит инвестиционный климат и качество жизни населения. "Территории опережающего развития, предоставляющие инвесторам огромный набор льгот по всем направлениям деятельности, должны решить общие для Дальнего Востока и Японии задачи, имеющие практическое применение, - пояснил чиновник из минвостокразвития.

В "марафоне инвестпроектов" приняли участие первые лица многих дальневосточных регионов и японских префектур - губернаторы Хабаровского края, Еврейской автономной области, замгубернаторов Якутии, Сахалина, главы японских префектур Хоккайдо и Ниигата.

Сергей Нарышкин рассказал, как перезапустить отношения России и Японии

Взаимный интерес вызвали практически все проекты: от строительства фабрики в Якутии для изготовления медицинских препаратов с использованием уникальных лечебных грязей до крупнейшего в мире угольного терминала в Приморье. Последний актуален тем, что, по прогнозам, потребности азиатских рынков в каменном угле растут, и резкое увеличение поставки в Японию, Южную Корею, на Тайвань эксперты прогнозируют уже в ближайшем будущем. В свою очередь представители японских компаний предложили создать "пищевые долины" по переработке продукции по современным технологиям и образовательные фермы для обучения детей премудростям аграрной науки, а также сформировать рыбный кластер по оригинальной организационной модели в Приморье.

Глобальный проект, которым на форуме особенно заинтересовались японцы, - свободный порт Владивосток на юге Приморского края. Огромная территория объединит 13 муниципалитетов от порта Зарубино на юге Приморского края до порта Восточный. Здесь начнет действовать особый правовой режим предпринимательской и инвестиционной деятельности, не будет виз, введут один единый налог и особый упрощенный порядок регистрации и управления свободным портом. Все это позволит на практике приступить к реализации международных транспортных коридоров Приморье-1 и Приморье-2, даст возможность активно развивать кратчайший сухопутный транспортный коридор из Азии в Европу через Транссиб, а также сократить маршрут из Азии в Европу через Северный морской путь.

Японцы научат россиян экологично утилизировать мусор

С амбициозным проектом строительства самого крупного в мире глубоководного зернового терминала в Приморье на форум прибыли представители сразу нескольких дальневосточных компаний. "Мы приехали сюда не просто представить проект, но и оценить реакцию потенциальных японских инвесторов, - рассказал "РГ" один из авторов, проектировщик Ильяс Садардинов. У Японии есть прямая потребность в зерне. И при наличии зернового терминала японские корпорации уже сегодня готовы импортировать до полутора миллионов тонн зерна в год. Вице-губернатор Хоккайдо Ямая Есихиро на форуме поднял ряд волнующих японцев проблем сотрудничества. По его словам, сегодня возникает потребность в расширении местного авиасообщения между дальневосточными и японскими городами Токио, Саппоро, Осаки - это необходимо для оживления туризма. В расширении поставок продуктов питания, в частности, мяса через таможню в пункте пропуска Корсаков на Сахалине. В морском сообщении вице-губернатор попросил рассмотреть российское правительство возможность использования грузовых прицепов к паромам. Сейчас прицепы запрещены.

Сразу после сессии Сергей Качаев прокомментировал корреспондентом "РБГ" ее итоги. По его словам, идеи японских и российских участников "круглого стола" взаимовыгодны. Например, по производству овощей в защищенном грунте. Такую технологию предложил вице-губернатор Хоккайдо. "И для Хоккайдо, и для Сахалина, как островных экономик, это сверхважный проект, элемент продовольственной безопасности", - сказал Качаев. Замминистра также обратил внимание на проблему прямых регулярных авиаперевозок между регионами Дальнего Востока и японскими городами. А именнона упрощение визового режима.

Сергей Качаев пригласил участников форума продолжить конструктивный диалог во Владивостоке, на Восточном экономическом форуме, который пройдет с 3 по 5 сентября 2015 года.

ВЭД Минвостокразвития