Бум франчайзинга в России пришелся на 2010-2011 годы, затем был небольшой спад, и вот сейчас, по оценкам экспертов, формируется новая волна интереса к покупкам франшиз. В России примерно 60 тысяч компаний, которые работают по схеме франчайзинга. К 2020 году ожидается рост этого показателя в три раза. Для сравнения: в Европе доля малого и среднего бизнеса в ВВП стран около 60%, и 60% из этих малых и средних предприятий работают именно по системе франчайзинга.
По словам владельца консалтингового агентства "ПроРесторан" Натальи Хайрулиной, к решению о создании франшизы бизнес приходит тогда, когда система упрочилась, бизнес-процессы стали понятны. "Тогда можно либо расширять сеть - создавать новые торговые точки, что, однако, требует серьезных вложений собственных средств, либо искать дилеров в регионах, либо разрабатывать франшизу. Франчайзинг является моделью по поиску партнеров, поэтому его принято рассматривать в формате Business2Partners - здесь очень важна готовность работать как партнер, делиться ноу-хау, объяснять бизнес-процессы, обучать. Для франчайзинга нет формул - это история человеческих отношений", - отметила Хайрулина.
Треть потенциальных франчайзи (31%) готовы инвестировать в покупку бизнеса до 45 тысяч долл. При этом подавляющее большинство франшиз предполагают инвестиции в бизнес (на одну точку) в размере от 3 млн рублей. Очевидно, что неплохой потенциал сегодня сосредоточен именно в сегменте малого бизнеса, здесь же и основной дефицит предложения.
Исследование Российской ассоциации франчайзинга показало, что до половины представителей малого и крупного бизнеса (47% и 50% соответственно) и до 40% представителей среднего бизнеса считают: предпринимателям в России выгодно работать по франчайзинговой схеме. Противоположной позиции придерживается почти каждый второй опрошенный представитель крупного бизнеса (50%), треть представителей среднего бизнеса (33%) и до четверти (23%) - малого бизнеса.
Потенциальный франчайзи, малый или средний предприниматель, может приобрести отечественный бренд, а может привезти франшизу из-за границы. Но, по словам учредителя и владелицы сети "Пафф Поинт" и рестобара The Box Лейлы Канторович, второе решение может повлечь за собой множество непередвижных расходов и нюансов. "Практика показывает, что при планировании покупки зарубежной франшизы, когда речь идет о прибыли, ее лучше уменьшать вдвое, а издержки повышать минимум на 30%. Затратность создания нового бизнеса по франчайзингу достаточно высока, чему также способствуют серьезные административные барьеры для иностранных брендов", - говорит Канторович.
Особенно непросто импортировать в Россию азиатские франшизы ресторанов и фастфуда. Азиатские франчайзеры негативно относятся к любым попыткам адаптации бренда под российский рынок. А зачастую такие изменения необходимы. Например, цвета, используемые в оформлении брендов азиатского общепита, часто просто не ассоциируются у россиян с едой. И таких нюансов может быть много.
Руководитель Центра развития франчайзинга ГБУ "Малый бизнес Москвы" Петр Куршин полагает, что в условиях кризиса высвобождаются профессионалы, они как раз и могут стать владельцами нового бизнеса по схеме франчайзинга. Франшиза создает ясный алгоритм выхода на рынок, которым могут воспользоваться начинающие предприниматели. Сейчас центр развития франчайзинга планирует сосредоточиться на нефинансовых методах поддержки - бесплатных программах для бизнеса (юридическое консультирование, обучение). Петр Куршин подчеркнул, что поддержка будет оказываться предпринимателю, который создает бизнес, а не франчайзеру. Например, уже в ближайшем будущем будет создан интернет-портал о продающихся франшизах. Размещать свое предложение на ресурсе ГБУ "Малый бизнес Москвы" франчайзеры смогут бесплатно.
Для российского рынка сегодня очень важно повышение уровня и профессионализма правообладателей (франчайзеров), приобретение ими экспертных знаний не только в собственной индустрии, но и в области управления франчайзинговым бизнесом, установления партнерских отношений с франчайзи. К сожалению, все еще довольно часты случаи появления на рынке "незрелых" и "дутых" франшиз. Некоторые сети выходят на рынок с франчайзинговым предложением, при этом совершенно неподготовленными ни к развитию собственного бизнеса, ни к поддержке будущих партнеров.
По мнению генерального директора "Российской Ассоциации Домов Моды" Натальи Виноградовой, чтобы избежать покупки "дутой" франшизы, нужно руководствоваться определенным check-list франшизоспособности. Она предложила обращать внимание на дату основания компании и количество торговых точек, филиалов и т.д. Франчайзер должен работать не менее пяти лет и иметь не менее трех точек. Сама франшиза должна продаваться на рынке не менее 1,5 года. Но и франчайзеру необходимо представлять портрет (аватар) франчайзи, тщательно подходить к выбору партнера, иначе можно потерять бизнес. Наталья Виноградова обратила внимание на вопрос интеллектуальной собственности - товарный знак должен быть зарегистрирован. Эксперт рекомендовала участникам "круглого стола" заключать договор коммерческой концессии.