Сорок на шестьдесят
Первый замначальника облдепартамента внутренней и кадровой политики Ольга Павлова напомнила, что впервые идея о создании таких "народных предприятий" была предложена на заседании регионального правительства в конце 2013 года. Тогда всю модель выстраивали для выпускников строительных специальностей, а новые фирмы условно назвали "мобильными бригадами": мол, пусть выезжают к заказчику, делают работу и получают деньги. Так надеялись решить не только проблему трудоустройства ребят, но и противопоставить новые легальные фирмы "теневым".
- Участникам такой бригады принадлежит 40 процентов доли ООО, - рассказала Ольга Павлова. - Оставшиеся 60 делятся поровну между ссузом, директором бригады и организацией, которая будет искать заказы. Последняя - это коммерческая структура, крупный подрядчик.
Эксперты уже назвали эту систему новой моделью экономических отношений. Ее уникальность в том, что успех бизнеса зависит от активности каждого совладельца.
Сначала в регионе было создано всего семь мобильных бригад. В их состав вошли свыше ста человек, хотя изначально чиновники запланировали занять в десять раз больше.
- Реализовывать эту идею начали осторожно, - призналась Ольга Павлова. - Главным для нас стало желание выпускников техникумов трудиться в таком оригинальном формате, быть не только работниками, но и собственниками. Как оказалось, к этому готовы не все.
Впрочем, состав "бригад" менялся. Кто-то из ребят ушел в армию, кто-то не смог взять на себя ответственность. Множество проблем руководители новых фирм выявили уже в процессе, и самой острой стала банальная нехватка знаний и навыков.
Новые высоты
Изначально все мобильные бригады получили заказы от властей. Замначальника департамента строительства, транспорта и ЖКХ Владимир Губарев рассказал, что первые семь фирм строили школы и детские сады, дома для переселенцев из ветхого жилья, ледовую арену в одном из райцентров и параллельно работали на коммерческих объектах.
- И надо сказать, справлялись неплохо, - отметил он.
Тем временем власти и руководство учебных заведений корректировали образовательные программы. Так, одна из участниц строительной бригады посетовала: мол, для штукатурки фасадов на большой высоте нужен специальный допуск, а для его получения необходимо пройти специальные курсы. После этого студентам решили давать дополнительные навыки еще в техникумах.
- Как оказалось, решение проблемы зависит не столько от координаторов программы, сколько от загруженности самих ребят, - пояснила Ольга Павлова. - Например, высотным работам обучали всех желающих, но таких оказались единицы. У большинства на это попросту времени нет. Они понимают, что с каждым часом растет их мастерство, а еще - доход. Теперь между учебой и работой они выбирают последнее. Поэтому мы и решили давать допуски к подобным работам в ходе обучения или сразу после выпуска.
Каждому по способностям
Новые ООО платят налоги по упрошенной системе и стараются получать гранты. Эти 300 тысяч позволили "мобильным бригадам" приобрести расходные материалы, инструменты и продержаться первые месяцы, пока заказчик не оплатит им работу.
Руководитель одной из строительных бригад Наталья Савченкова, в прошлом преподаватель техникума, о сложных временах вспоминает с улыбкой:
- Сначала было трудно. Первое время боялись всего, я не спала ночами, переживала: выключили ли обогреватель, когда уходили с объекта? А если нет, да еще и перчатки на него положили? Теперь, конечно, проще. И заказов хватает, и зарплата достойная. Но только у тех, кто работает.
Технический руководитель проекта Евгений Шауро подсчитал, что в среднем участники проекта получают по 15 тысяч рублей.
- В том месяце у нас люди получили и 25, и 26 тысяч, - сообщила Наталья Савченкова. - Это зависит от того, как работали. Те же, кто сплетни собирал весь месяц, получили соответственно. Все справедливо.
Владимир Губарев отметил, что у "мобильных бригад" есть одно важное конкурентное преимущество: их расценки не такие заоблачные, как у других.
- Сейчас доходы населения падают, так что услуги ребят будут востребованы, - уверен он. - Что же касается наших заказов, мы просто пытаемся прийти к компромиссу - и заплатить достойно, и бюджетные средства сэкономить.
Выход в свет
Чиновники заявили, что с каждым годом таких фирм будет больше. После весенних выпускных в техникумах число "бригад" превысит два десятка.
- Теперь они будут не только строительного профиля, - отметила Ольга Павлова. - Да их и "мобильными" назвать-то нельзя будет. О своем желании создать ООО заявили повара и кондитеры. Они смогут как найти себе работу на определенный сезон - обслуживать детские лагеря, какие-то мероприятия, так и открыть свое дело. Есть предложения и от парикмахеров.
Создать народное предприятие на базе социальной парикмахерской в будущем планируют, например, в Белгородском механико-технологическом техникуме. Сейчас стрижки по 50-70 рублей студенты делают в основном пенсионерам, а те - охотно становятся клиентами неопытных мастеров: дескать, только здесь к ним по-настоящему внимательны.
- Задача этой парикмахерской - не заработать как можно больше средств для техникума, - рассказала замдиректора по учебно-производственной работе Наталья Соскова. - Мы просто оказываем услуги жителям близлежащих домов. Если же создавать народное предприятие, это совсем другая история. Нужно найти помещение, продумать спектр услуг, цены. Но то, что эта идея хороша, признают и сами выпускники, особенно те, кто уже многое умеет.
Ольга Павлова уверена, что все новые ООО найдут нишу на рынке, как произошло со строительными бригадами. Что касается конкуренции с "теневым" сектором, то противостоять ему сложно, но можно.
- Часть работников, которые до этого находились в "тени", пришли в бригады, - отметила Ольга Павлова. - Теперь они - наставники молодых.
Наталья Савченкова подтвердила: у нее трудятся двое бывших "шабашников", и пока они всем довольны.
- В зимний период весь "теневой" рынок остается без дела, а для "бригад" всегда есть заказы, - пояснила Ольга Павлова. - К тому же, наши ребята понимают, что работать честно - гораздо проще, и они на "серые" схемы уже не согласятся.
Изначально планировалось, что в будущем каждый из совладельцев нынешних ООО сможет основать собственную фирму, но Ольга Павлова подчеркнула: заглядывать в будущее пока рано. Сейчас новую бизнес-модель презентуют в разных учебных заведениях, в том числе высших. В частности, ей заинтересовались стройотряды Белгородского технологического университета.