09.06.2015 00:44
Экономика

Российские вузы и компании вместе создадут интеллектуальные центры

Российские вузы и компании вместе создадут интеллектуальные центры
Текст:  Матвей Соколов
Российская Бизнес-газета - Инновации: №22 (1001)
Развитию инноваций в России поможет создание междисциплинарных интеллектуальных центров при университетах. К такому выводу пришли участники международной конференции "Инновации и предпринимательство в университетах: сегодня и завтра", организованной МГТУ им. Н.Э. Баумана совместно с фондом USRF.
Читать на сайте RG.RU
Матвиенко предложила поддержать социальное предпринимательство

"Научно-технологический прогресс требует инновационных подходов. Но российский рынок еще не достаточно зрелый, он не внедряет инновации в таком объеме, как развитые рыночные экономики, - считает ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Анатолий Александров. - Наш менталитет мешает внедрять разработки в реальную жизнь. Поэтому мы пошли по пути создания интеллектуальных инженерных центров мирового класса. Благодаря такой системе подготовки мы сможем выводить на рынок новейшие разработки и учить инженеров предпринимательству. Раньше говорили, что предпринимателем нужно родиться. Но сейчас очевидно, что предпринимателя можно воспитать. В интеллектуальных центрах молодые люди могут делиться знаниями и обмениваться опытом".

Международное сотрудничество вузов в области инноваций и предпринимательства будет выгодно всем участникам программ, считают участники конференции. "Логично, что технические достижения должны превращаться в коммерческий продукт, но нам всегда не хватало взгляда сверху. Поэтому нужно создавать особую среду, сообщество людей, которые бы стремились превратить научное знание в товар, - отметил замминистра образования и науки РФ Александр Повалко. - Университеты показывают хорошую динамику в научной результативности, оказываются точками роста по производству новых знаний. И важно не упустить этот потенциал. Сейчас мы модернизируем исследовательскую инфраструктуру, и в будущем этот процесс должен быть самоподдерживающимся. Университеты должны создавать новые истории успеха и способы вывода новой продукции на рынок".

Росавтодор: Треть российских дорог построили с помощью инноваций

Эксперты считают, что программы, развивающие предпринимательскую инициативу, нужно вводить еще в школе. "Мы должны развивать предприимчивость. В России небольшой опыт преподавания в этой сфере. Поэтому мы будем опираться на международный опыт. Россия участвует в такой программе, и ежегодно по ней обучаются 1,5 млн школьников. Во всем мире программу развития предпринимательства прошли уже 10 млн ребят, - рассказал академик РАН Евгений Велихов. - Есть миф, что наука и коммерция существуют отдельно. Но хороший специалист должен быть включен в оба эти процесса. Уже многие организации занимаются посреднической деятельностью по импорту и коммерциализации инноваций. Но этим могут заниматься университеты совместно с предприятиями".

Прямой линии от фундаментальной науки до менеджмента не может быть. В эту систему должны быть встроены университеты. И конвейер по развитию инноваций должен начинаться со школы. "Сейчас идет активный процесс конвергенции знаний, и самое быстрое развитие в мире получают технологии, разработанные коллективно. Поэтому международный союз вузов инженерного направления станет залогом того, что наша страна будет конкурентоспособной по многим направлениям", - добавил Евгений Велихов.

Коммерциализация разработок лежит сегодня в основе экономики страны, поэтому важным становится вопрос венчурного финансирования НИОКР. "Университеты стремительно превращаются в системных интеграторов, все зоны инновационного развития растут вокруг университетов. Университетская экосистема включает в себя не только лаборатории, но и бизнес-инкубаторы и акселераторы, - рассказал генеральный директор РВК Игорь Агамирзян. - Важно также плотное взаимодействие с индустрией и лицензирование технологий. В России мы немного отстали в этом. Только 1 из 10 проектов находит воплощение в коммерческом продукте. Но тенденция складывается. Во времена расцвета промышленной экономики ведущие технические университеты были сильно интегрированы в производство и оборонную промышленность. Новые индустриальные лидеры - Интернет и IT-компании - активно открывают свои кафедры в университетах. А венчурные фонды обращают внимание на разработки университетов и участвуют в формировании технологическо-предпринимательской экосистемы".

Владимир Нечаев: В образовании важны и традиции, и инновации

По мнению экспертов, успешное развитие экономики любой страны предполагает переход к экономике знаний и росту инновационной активности. За последние годы в России было создано много механизмов поддержки инновационного бизнеса. "Было предложено разработать Национальную технологическую инициативу, которая предполагает развитие более 30 технологических платформ. И у нас сейчас есть возможность наполнить их, - отметил президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. - Нужно признать, что специализированные институты развития инновационной деятельности и финансовые стимулы не всегда эффективны. А российский бизнес не уверен в перспективах научной деятельности и хочет сориентироваться на проверенных возможностях. Очень немного компаний ориентированы на коммерциализацию инновационных разработок через инженерную деятельность. Сейчас немного вузов специализируются на инновационных программах, и нужно, чтобы их качество было высоким. Поэтому очень важно участие бизнеса в формировании инфраструктуры инновационного предпринимательства".

Спрос на инновации эффективнее всего формировать через подготовку кадров. "Разработка профессиональных стандартов и актуализация старых образовательных норм помогут сократить разрыв между уровнем подготовки специалистов вузами и запросами рынка труда", - констатировал Александр Шохин.

Инновации