09.06.2015 00:45
Экономика

Безопасность морских перевозок обеспечат новые средства коммуникаций

Текст:  Дарья Абрамова (директор по маркетинговым коммуникациям Orange Business Services в России и СНГ)
Российская Бизнес-газета - Инновации: №22 (1001)
Традиционно использовавшие только радио морские перевозчики открывают для себя новые технологии связи. Они позволяют решать множество задач - от обеспечения безопасности до повышения экономической эффективности перевозок.
Читать на сайте RG.RU

Морские суда обеспечивают перевозку наибольшей части международных грузов по всему миру, однако сегодня транспортные компании вступают в новую эпоху оптимизации бизнес-процессов, которые просто невозможны без применения современных технологий. Ключевым элементом этой трансформации стали цифровые сервисы и технологии.

Как известно, никаких изменений не происходит, если на то нет весомых причин. Это касается и морских перевозок. Транспортные компании и владельцы грузовых судов давно уже могли бы применить новые средства коммуникаций, однако только недавно для этого сложились необходимые условия.

В России завершилось проектирование нового авианосца

Первое - это поиск дополнительной прибыли. Начиная с 2008 года, когда мировая финансовая система испытала серьезные проблемы, многие компании столкнулись со снижением доходов. Среди пострадавших оказались и перевозчики, которым пришлось более агрессивно конкурировать на рынке при снижении спроса. И сегодня компании продолжают держать курс на повышение прибыльности своего бизнеса, чтобы сделать его устойчивым на случай дальнейших глобальных и локальных экономических потрясений. Какие бы технологии и схемы для этого ни использовались, возникает необходимость наладить постоянную и надежную связь с каждым грузовым судном, чтобы передавать и получать серьезные массивы информации.

Второй драйвер заключается в обеспечении должного уровня безопасности. В частности, одно из требований Международной морской организации (International Maritime Organization, IMO) заключается в постоянном обновлении навигационных карт. Новые правила вступают в силу в 2018 году, к началу которого независимо от порта приписки все суда, отправляющиеся в дальнее плавание, должны постоянно получать и использовать новые карты. В качестве основного стандарта ассоциацией рекомендуется электронно-картографическая навигационно-информационная система (ECDIS), и уже несколько лет все спускаемые на воду новые суда должны быть совместимы с ECDIS.

Обе тенденции предполагают наличие надежных и устойчивых каналов связи, постоянного подключения кораблей к навигационной глобальной сети или к корпоративным сервисам не только при нахождении в портах, но и при навигации в открытом море, на дальних маршрутах.

Эта задача может быть решена успешно только при наличии двухсторонних спутниковых систем связи (VSAT), которые позволяют каждому судну получать и передавать данные в реальном времени при нахождении в любой точке земного шара. Таким образом, обновленные навигационные карты могут быть загружены сразу после их появления на сервере, а информация о погодных возмущениях передана для анализа другими навигаторами для изменения курса судов, чтобы они избежали сложных и опасных условий плавания.

Спутниковые антенны для судов используют специальные системы стабилизации и помогают поддерживать устойчивую связь и передачу данных со скоростью до 8 Мбит/с даже при активном волнении на море.

Постоянная работа системы ECDIS в режиме онлайн позволяет радикальным образом повысить безопасность морских перевозок, достигая уровня в одну человеческую жизнь на судно за тридцать лет. Более того, специалисты полагают, что такой подход поможет сократить на треть количество посадок на мель, что ведет к серьезному сокращению экономических издержек при морской транспортировке грузов.

С точки зрения бизнеса, использование надежных коммуникаций VSAT открывает доступ к новым возможностям оптимизации перевозок. Фактически сегодня мы можем подключить каждое судно к корпоративной сети, словно это удаленный офис, используя для этого зашифрованные каналы передачи данных - спутниковые в открытом море и, например, беспроводные сети Wi-Fi или мобильные подключения 3G/4G в портах. Такой подход позволяет оптимизировать затраты на коммуникации, одновременно открывая возможность передачи всего спектра бизнес-информации с судна на берег и обратно. Это касается детальных отчетов о плавании, корректировки курса и задач, сверки документов по грузам и ряда других сообщений.

В Ростове начался монтаж центрального пролета Ворошиловского моста

Многие компании уже практикуют применение технологий спутниковой связи на кораблях, и сегодня они фокусируются на создании более целостных и эффективных систем связи. Например, можно создать на бортах кораблей "морской офис" с помощью приложения, которое соединит все суда в единую защищенную корпоративную сеть. Таким образом обеспечивается единая система управления всей информацией, а также работа сервисов цифровой IP-телефонии. В результате звонки внутри компании могут быть вообще бесплатными, а экипаж получает возможность позвонить родным на берегу за приемлемую цену.

С технической точки зрения все большую популярность набирают модули VSAT с автоматическим наведением на спутник. Сеть систем связи обеспечивает покрытие практически всего земного шара, но каждый спутник имеет ограниченную зону обслуживания. Поэтому при длинном маршруте экипажу нередко приходится вручную перенастраивать антенны для перехода на другой спутник. Подобный подход требует временных затрат специалиста по системам связи, корабль на какое-то время остается без коммуникаций. Чтобы избежать подобных неприятностей, транспортные компании все чаще делают запросы на такие системы, обеспечивающие автоматическую перенастройку луча связи со спутником. При приближении к краю зоны действия используемого транспондера система сама переходит на другой источник сигнала, сокращая время разрыва связи до нескольких секунд.

Водный транспорт