Но, осваивая месторождения, получая прибыль и думая о перспективах увеличения объемов добычи, недропользователи не должны забывать о сохранении окружающей природной среды, о будущем региона, в котором они работают. Грамотное решение вопросов рекультивации нарушенных земель и использования водных объектов позволяет восстановить утраченные природные особенности территории. В Кузбассе за последние три года золотодобытчики рекультивировали 90 гектаров земель. Однако у экологов есть немало претензий к темпам и качеству восстановительных работ.
Есть вопросы и к качеству используемого посадочного материала. Подчас собственники, чтобы снизить затраты, приобретают саженцы у сомнительных организаций, не советуясь со специалистами по поводу подбора пород деревьев и техники их высаживания. В итоге выживает только третья часть саженцев.
Также золотодобытчикам часто не удается избежать загрязнения рек и ручьев, особенно во время паводков и ливней. Потому есть необходимость в привлечении к проектам специалистов - гидрологов и гидротехников. К сожалению, это пока не регламентируется законодательно. Кстати, в 2014 году золотодобывающим компаниям, работающим в Кузбассе, было рекомендовано восстанавливать рыбные запасы на своих объектах. И "Золотой полюс" выпустил в один из притоков реки Белая Уса на юге области 22 тысячи мальков хариуса.
Еще одна проблема: задержка компаниями арендных платежей. Среди предприятий, которые числятся в списке злостных неплательщиков, "Барзасская экспедиция", "КузбассАрм", "Прииск Алтайский". И здесь у нас позиция твердая: те, кто не может выполнить своих обязательств, должны уступить место другим, способным наладить работу и своевременно перечислять плату. Бесхозяйственное отношение к лесу непозволительно. С начала года в адрес арендаторов-должников уже направлено 18 телеграмм о погашении задолженности, 435 уведомлений о нарушении сроков внесения арендной платы на сумму 56,39 млн руб. Кроме того, для повышения эффективности работы в Кузбассе было подписано Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между областным управлением Федеральной службы судебных приставов и департаментом лесного комплекса.