ВГИК вместо завода
Ивашов родился 28 августа 1939 года в Москве. Отец - простой рабочий на авиационном заводе, мать - швея на фабрике. С ранних лет Владимир умел и шить, и готовить, и мастерить. Увлекался кукольным театром и ходил на спектакли к Образцову. Уже в детстве Ивашов собирался связать свою жизнь с актерством, и после школы, в 56-м, хотя отец настоятельно советовал ему идти на завод, поступил во ВГИК.
Начало его актерской карьеры было поистине триумфальным. 19-летнего студента Ивашова пригласил сниматься в "Балладе о солдате" Григорий Чухрай. "Баллада" оказалась одной из самых удачных картин о Великой Отечественной войне - лента собрала множество международных наград, а исполнители главных ролей стали всесоюзными звездами. Сыгранный Ивашовым Алеша Скворцов стал ролевой моделью и нравственным ориентиром для миллионов. Актер разъезжал по международным фестивалям, а его слава только росла. ВГИК (мастерскую Михаила Ромма) Ивашов заканчивал, имея за плечами роли в картинах в диапазоне от лирической комедии Ролана Быкова "Семь нянек" до психоделической драмы (крайне нетипичный для советского кино жанр) "Тучи над Борском" - фильма с антирелигиозным посылом о секте пятидесятников.
"Я была самой отвратительной женщиной на свете"
Актер Владимир ИвашовБлизкие Ивашова отмечали, что слава совсем не изменила его - актер вел себя так, как будто этот успех не имеет к нему никакого отношения.
В те же студенческие годы Ивашов женился на актрисе Светлане Светличной, ставшей впоследствии главным секс-символом советского кино 70-х благодаря запоминающейся роли роковой соблазнительницы в "Бриллиантовой руке". Ивашову на тот момент было 20, Светличной - 19. Вскоре главный предмет обожания советских девушек стал отцом - в 61-м Светличная родила сына, которого решили назвать Алешей в честь главного героя "Баллады о солдате". В то время Ивашов жил в коммуналке на Краснопролетарской с семьей - родителями и братьями-сестрами, и после рождения сына они зажили всемером в одной комнате.
Ивашов написал заявление в Моссовет с просьбой предоставить ему отдельное жилье. Благодаря содействию Григория Чухрая актеру дали двухкомнатную квартиру на Фрунзенской набережной.
После окончания в 1963 году ВГИКа Владимир Ивашов и Светлана Светличная поступили на службу в Театр-студию киноактера.
Наступил самый счастливый период их совместной жизни - друзья прозвали пару "Ромео и Джульетта" - они почти не расставались, а если и разъезжались по съемочным площадкам, то с нетерпением считали часы до встречи. Впоследствии, вспоминая, Светличная говорила: "Первые десять лет брака - потрясающие: мы Ромео и Джульетта. Потом - сложная середина".
На смену абсолютной гармонии пришли взаимная ревность. Светличная вспоминала: "То, что мы так и не расстались, была не моя заслуга, а Володи. Он понимал, что я - человек эмоциональный, даже, может быть, непостоянный, но он был однолюб, умел прощать... Я была самой отвратительной женщиной на свете…". Громкие скандалы и клятвы в вечной любви - все это сопровождало актеров в течение жизни.
От главных к второстепенным
Актер Владимир ИвашовК неприятностям семейным прибавилась и профессиональная неустроенность. И Ивашов, и Светличная получили роли в масштабной экранизации "Героя нашего времени". Роль Печорина, которая должна была вознести актера на новую высоту народной любви, несмотря на ряд благожелательных отзывов - критики отмечали, что Ивашов в роли Печорина был органичен и убедителен, - в целом оставила зрителя равнодушными.
Уже тогда, в 66-м, популярность актера пошла на спад, хотя роли ему все еще предлагались активно. Он снялся в "Неуловимых мстителях", и для многих Владимир Ивашов остался в памяти как непревзойденный исполнитель старинного романса "Русское поле" в фильме "Корона российской империи, или Снова неуловимые". Но теперь все чаще актеру предлагались второстепенные роли. В 1980-е годы Светличная и Ивашов снимались крайне редко, а с начала 1990-х их и вовсе перестали приглашать.
В театре Киноактера, которому Ивашов отдал 30 лет, за все это время получил лишь две большие роли - Ставрогина в "Бесах" Достоевского и автора в пьесе Блока "Здесь на синей земле". В начале 90-х Ивашов и Светличная были вынуждены уйти из театра - начались масштабные сокращения, в связи с этим - интриги, дрязги. Ивашов ушел сам - ни с кем не хотел ссориться. "Нужно было отступить от каких-то человеческих норм, опуститься до хамства какого-то и толкотни локтями, чтобы отстоять свое место в театре - он этого не умел", - вспоминал его коллега Александр Панкратов-Черный.
Строитель в смокинге
Ивашов ушел в никуда. В 90-е его актерская карьера фактически закончилась - не было ролей даже самых маленьких, но он не жаловался и не опускал руки - народный артист пошел работать прорабом на стройку, работал грузчиком, разнорабочим.
Незадолго до смерти Ивашова пригласили на вручение премии "Ника". Денег на смокинг у актера не было, и он сам смастерил себе бабочку, надел обыкновенный темный костюм - и вышел на сцену вручать приз "За честь и достоинство" Григорию Чухраю. Наутро он снова вышел на стройку - грузить шифер и шлакоблоки.
Всю жизнь Ивашова мучила язва - на фоне постоянных стрессов и тяжелой физической работы болезнь обострилась. Во время разгрузки очередной машины с шифером Ивашову внезапно стало плохо. У актера открылось желудочно-кишечное кровотечение. Врач, который делал ему операцию, оказался пьян, через несколько часов - повторная операция, которой сердце уже не выдержало.
Владимир Ивашов скончался в ночь на 23 марта 1995 года на 56-м году жизни в Первой Градской больнице Москвы. Похоронен актёр на Ваганьковском кладбище, на Писательской аллее.
Актер Владимир Ивашов