29.04.2015 15:47
    Поделиться

    Светлана Светличная: Я стала заложницей "Бриллиантовой руки"

    Она не скрывает своего возраста: в свои 75 лет может и мини-юбку позволить. Отплясывает так, что у тридцатилетних брови домиком встают от удивления. Говорит непривычно откровенно, наотмашь.

    О любви и профессии, о забвении и славе. Личность! "Не виноватая я..." - это ее! Стопроцентное попадание. Она не виновата в том, что ее душа не имеет морщин. Что налицо жуткое противоречие между цифрами в паспорте и внутренним содержимым. Не виновата, что родилась женщиной. Наивной. Кокетливой. И романтичной.

    Я стала заложницей своей роли

    Честно скажу, я до сих пор обижена на режиссера Леонида Гайдая. Обижена за то, что он меня озвучил другой артисткой. В картине "Бриллиантовая рука" осталась единственная моя фраза - та, которую миллионы подхватили: "Не виноватая я". Это мой голос, все остальное не мое. Зачем он это сделал? Не могу сказать, хотя догадываюсь. Но промолчу.

    Вот если совсем честно, то картина "Бриллиантовая рука" не дала мне в профессии стать самой собой. От меня все ждали и хотели Анну Сергеевну. Я стала ее вечной заложницей, не смогла опуститься на землю. Я вынуждена была подражать этому образу, хотя в душе я далеко не Анна Сергеевна.

    Если бы я ей не подражала, то зрители мне бы этого не простили. Вот поэтому и сегодня в свои семьдесят пять надеваю мини, и ножки мои соответствуют этому мини.

    Надо себя в форме держать! Если сегодня хорошо пообедала, то за этим обязательно следует строгая дисциплина.

    Герои моего романа

    Татьяна Лиознова? В ней было фантастически органичное сочетание женских и мужских качеств. Татьяна Михайловна была умна и прозорлива, ничего лишнего не делала в жизни, что бы ей мешало жить. Больше всего на свете любила свою маму и профессию. Помню, для съемок ей нужен был самолет военной поры МиГ-9. Его нашли полуразрушенным в каком-то ангаре, она подняла на ноги десятки людей, самолет отремонтировали, и он взлетел.

    На нем вместе с летчиками в небо поднялась и Татьяна Михайловна. Вот в этом она была вся. У нее не было нерешаемых задач.

    Мой Высоцкий? Когда мы с ним снимались в картине "Стряпуха", он покорял своими песнями. От его вещи "Идет охота на волков" у меня и сегодня мурашки по коже идут. Помню, один польский режиссер снимал о нем документальный фильм. Там, по авторской задумке, Высоцкий приходит в гости к друзьям, съемочная группа посчитала, что наша с Володей Ивашовым двухкомнатная квартира самая подходящая для этого случая. И мы Высоцкого с его первой женой Люсей Абрамовой и с Колей Губенко приняли так, что не стыдно было показать в кино. Когда он умер, было ощущение катастрофы.

    С возрастом во мне больше детских желаний и искренности: хочется, чтобы горло не болело, чтобы было хорошее платье или шляпка и хороший парфюм. А еще, чтобы меня окружало как можно больше добрых людей

    Страшно, что много людей непонятыми так и ушли из жизни. Василий Макарович Шукшин лежал в одной больничной палате с моим Володей, они оба были язвенники. Шукшин как раз выпускал свою "Калину красную", помню, Володя пришел из больницы и говорит: "Бедный Макарыч, как его мурыжат с этим фильмом. Это убери, то вырежи. Они его со света сживут". Он имел в виду чиновников от кино. Вскоре состоялся кинофестиваль в Ташкенте, где и была представлена "Калина", нас с Володей туда тоже пригласили. А Шукшин со своей женой Лидией Николаевной, измученный всеми соглядатаями от кино, куда-то скрылись. Их никто найти не мог, еле-еле нашли, привезли на этот фестиваль. Помню, я говорила жюри, что если Гран-при присудите фильму Шукшина, то вы будете самым справедливым жюри в мире. А они менжевались, просто откровенно боялись. Все же с партбилетами были, а тут тема такая неоднозначная. Но когда объявили, что Гран-при вручают "Калине красной", Василий Макарович в первые секунды не поверил, он такой оторопевший был. Мы с Володей вручали ему тот приз. Очень хорошо помню, как у него желваки ходуном ходили. А мы все рассуждаем, почему он так рано умер? Дышать же не давали, а сегодня восторгаемся, классиком называем.

    Поцелуй Гагарина

    Без любви, без влюбленности жить нельзя, пусть даже придуманной, но влюбленности. Есть мимолетные вещи, которые навсегда остались со мной. Вернулась из Чили, была там на каком-то фестивале. Нас, участников, пригласили на загородную дачу ЦК ВЛКСМ, там был и Юрий Гагарин. В нем была сильнейшая мужская харизма, такой ладный, невысокого роста, невероятного мужского обаяния. Пригласил он меня что-то показать, вошли в какой-то дом, он сжал меня до хруста в костях и впился крепким мужским поцелуем. А я? Я ответила женским поцелуем... Дальше поцелуя дело не пошло. Но я запомнила на всю жизнь.

    Знаешь, я очень люблю голубей, они прилетают ко мне на окно, я их кормлю. Утром посмотрю на них, красавцы, грудки сизые, а глазки какие умные. Смотрю на них влюбленными глазами. Заряжаюсь от них позитивной энергией на весь день. Если кто-то утром скажет мне в подъезде: "Светлана Афанасьевна, здравствуйте" - у меня сразу настроение поднимается.

    Наряды люблю! На себе и на других. Когда увижу красиво одетую женщину, просто глаз радуется, думаю, какая молодец, какая умница.

    Римма и Нонна

    Римма Маркова? У меня в разное время были о ней разные умозаключения. Иногда ее прямолинейность мне казалась защитной реакцией от той несправедливости, которая ее коснулась. Римма и Зина Кириенко были соседками, по мощи, по актерскому темпераменту они очень схожи. Зина живет в хорошей квартире, а Римма жизнь прожила в однокомнатной квартирке. Она всю жизнь проспала на раскладном диване, единственное, что у нее получилось, - сделать ремонт на кухне, там она могла принять гостей, усадить и от души накормить.

    Кстати, готовила она гениально, я никогда не могла наесться ее пирогами. Они дружили с Нонной Мордюковой, они были очень схожи. Римма нужна была Нонне, а Нонна нужна была Римме. Они были как две медведицы, могли разругаться в куски, но быстро и мирились.

    Кто из них талантливее? Большой вопрос. Нонна стала сниматься студенткой, у нее случилась "Молодая гвардия", а Маркову впервые в большом кино сняли в 42 года. Это же о многом говорит.

    Мне Мордюкова в жизни была гораздо интересней, чем на экране. Помню, была какая-то сходка, где Нонна сидела в президиуме, и вот ей дают слово. Она начинает говорить, вдруг пауза, она забыла свою речь. Мы чуть с ума не сошли от переживаний. Вдруг Нонна ловко выкрутилась, начала говорить такие перлы, что зал задохнулся от оваций. После этого я на нее просто набросилась, говорю: "Нонна, какая ты молодец!". Она мне говорит: "Тихо! Я так специально сделала, чтобы не подумали, что я эту речь учила три дня. Чтобы она была живая". Вот какая она была артистка! Нонна давала людям очень точные характеристики. Этот - пузырь, а этот - пельмень. И все было в точку! Она была потрясающей рассказчицей, говорила, что все сценаристы вместе с Виктором Мережко все время за ней ходят, и если в ресторане, то подсаживаются и подслушивают...

    Помню ее рассказ, как она получила Сталинскую премию. После того как Нонна стала лауреатом, она с медалью на пиджаке поехала к себе на родину. Ходила героиней по гостям, всем подарочки разносила. Нонна говорила: "Иду по станице, принаряженная, с медалью на груди, а навстречу два пацана босоногих, поглядели на меня и между собой переговариваются. "Такая молодая, а уже мать-героиня"...

    Меня всю жизнь ревновали...

    Пугает ли меня мой возраст? Нет, цифры все эти сами по себе, а я сама по себе. Я пришла к гармонии и к пониманию себя и своих взаимоотношений с людьми и природой. К полной гармонии с луной, солнцем и верой моей. Не поверишь, но сбывается все, во что я верю. И еще, во мне поселились добро и любовь. А 75 тебе лет или 80 - это дело не первое, главное - не растоптать любовь и добро, которые в тебе живут.

    Еще скажу, что с возрастом во мне больше детских желаний и искренности. Каких детских желаний? Очень простых: чтобы не болело горло, чтобы было хорошее платье или шляпка и хороший парфюм. Хочу, чтобы меня окружало как можно больше добрых людей, которые ко мне бы относились ровно так, как я к ним. Страдаю только от одиночества, порой отказываюсь идти на какие-то мероприятия. Мне больно, когда некому подать пальто. Я же женщина...

    Когда я овдовела, мне первые лет пять совершенно никто не был нужен. Я понимала, что потеряла самое дорогое в своей жизни. И что я нужна была Володе, а он мне. В нашей жизни было все, но не то, что говорил мой сын Алеша в платном интервью. Он говорил, что у папы была другая женщина. Да, может, и была, но ровно три ночи...

    Когда не стало Володи, было очень тяжело, потом со временем я все же чуть-чуть пришла в себя, и уже у меня появилось желание, чтобы был рядом мужчина, который мог бы защитить. Но не случилось. Почему женщина, в которую были влюблены миллионы мужчин, осталась одна? Это и есть та самая высшая несправедливость. Пока ты при муже, тебя все желают, как остаешься одна- все уходит.

    Впрочем, мне сегодня уже нетрудно быть одной, оттого что я слишком долго живу одна. Еще одиночество отступает оттого, что я востребована, часто зовут на телевидение, не всегда соглашаюсь. Не люблю присутствовать, когда разбирают анатомию человеческой подлости и желчности. Еще спасают творческие встречи - мне очень нужны улыбки и горящие глаза зрителей.

    И еще, знаешь, что есть очень хорошее в моей жизни? Меня сейчас не ревнуют к мужикам! А ведь всю жизнь ревновали. Ну вот так вышло. Не виноватая я...

    Досье "СОЮЗА"

    Светлана Светличная родилась в 1940 году в армянском Ленинакане, в семье военного. Выпускница ВГИКа, в кино стала сниматься в 1960 году. Среди ее актерских работ такие фильмы, как "Семнадцать мгновений весны", "Бриллиантовая рука", "Место встречи изменить нельзя", "Им покоряется небо". Была замужем за актером Владимиром Ивашовым. Заслуженная артистка РСФСР.

    Поделиться