От 16-го до 26-го "Кинотавра" признание его весьма специфичного творчества шло бурное: три приза основного конкурса в Венеции, "Золотой орел" и "Ника" за "Овсянки", два приза "Кинотавра" за "Небесных жен луговых мари"... Сегодня Алексей Федорченко уже может позволить себе публичное и, считайте, программное высказывание: "Через кровь к искусству, как в "Ангелах революции", прошел каждый. Но пока есть возможность, надо делать кино для себя".
На этот раз в фокусе его внимания оказались исторические события 34-года - как на севере СССР прививались советские традиции хантыйским и ненецким шаманам. Древнее язычество в фильме Федорченко сошлось с русским авангардом: в обскую тайгу в творческую экспедицию отправились шесть деятелей культуры...
Стать завсегдатаем в Венеции, Берлине и Каннах - это, конечно, заманчиво для режиссера. Но для продюсера это - непростая задача реализации впоследствии такого самобытного художественного продукта. О своей миссии - делать кино с Федорченко, рассказал его постоянный продюсер Дмитрий Воробьев. Оказывается, вместе они прошли уже и огонь, и воду, и медные трубы:
- Я люблю такое кино, и я благодарен судьбе, что она свела нас с Алексеем в тяжелые годы на Свердловской киностудии, когда его пригласили и он был заместителем директора по экономике и финансам, а меня выбрал коллектив Свердловской киностудии директором объединения художественных фильмов. Мне пришлось на Свердловской киностудии заниматься художественным кино, которое исчезло, - из десяти выпускавшихся прежде фильмов в год остался один, а Алексею приходилось заниматься экономическими вопросами в момент расцвета бандитизма по захвату государственных помещений и зданий, от предыдущей дирекции нам достались эти печальные истории... И мы не то чтобы дружили сразу, но мы занимались общей работой. И я наблюдал, как постепенно Алексея все меньше интересовала экономика и все больше становилось интересно говорить на худсоветах свое веское слово. И он очень четко понимал, что для того, чтобы говорить эти слова так, чтобы тебя слушали, нужно образование, и он поступил во ВГИК на драматургию, закончил и начал снимать свои первые дебютные документальные фильмы... "Первые на Луне" мы делали еще на Свердловской киностудии. А когда внутри киностудии произошел определенный разлад, мы ушли и открыли свою кинокомпанию. И с 2004 года, когда мы это сделали, мы постоянно сидим друг напротив друга, и я вижу все его стороны. Мы и продюсеры вместе.
Съемки фильма "Ангелы революции"...Тем временем Даниил Дондурей и журнал "Искусство кино" собрали на "Кинотавре" "круглый стол" "Кино молодых: новые песни о главном?" на актуальной тему прихода в отечественное кино нового поколения. Факт общепризнанный: большое количество открытых на "Кинотавре" молодых авторов - это помимо Алексея Федорченко - стали впоследствии фаворитами многих российских и международных кинофестивалей. Но аллилуйи любви в адрес пришедшим им на смену сегодняшних двадцати-тридцатилетних не случилось. Известный киновед Елена Стишова, в частности, отметила, что новые авторы не исследуют время, в котором они живут, не пытаются вскрыть смысл происходящего вокруг них, и в результате через много лет по фильмам короткого метра, представленным, например, на прошлом фестивале, ничего нельзя будет понять о нашем времени. "Молодых авторов среда заела, они мыслят на уровне обывателей, которым нет разницы, что происходит за пределами их личного быта", - подытожила она общие претензии. Молодые режиссеры, приглашенные на "круглый стол", возражали, что свое право на рассказ о "ближнем круге" они не отдадут, потому что они сами и их близкие для самопознания им гораздо важнее. В финале обсуждения президент "Кинотавра" Александр Роднянский предостерег начинающих авторов от излишней самоуверенности: "На первую пару фильмов вдохновения может и хватить, а вот для следующих придется обратиться за помощью к мировой гуманитарной культуре".
Возражений не было. Поиски единства поколений на "Кинотавре" продолжаются.
Алексей Федорченко, кинорежиссер:
- В "Ангелах революции" все очень документально. Но жанр получился все равно - сказка. Само время тогда было фантастическое, а когда имеешь дело с такой сильной концентрацией реально фантастических фактов, чтобы ты ни делал, в итоге выходит сказка. Но я использовал только реальные исторические события. Например, в Челябинской области был такой революционер, который во время гражданской войны так принимал в партию большевиков: он загонял людей в воду и по головам стрелял из пулемета. Они сначала ныряли. Но в конце концов все у него в партию вступали...
Открытие XXVI российского кинофестиваля "Кинотавр" в Сочи