15.06.2015 21:40
Общество

Почему россияне не спешат покидать мегаполисы

Почему горожане не спешат покидать мегаполисы
Текст:  Инна Зубарева
Российская газета - Спецвыпуск: Экология №129 (6700)
Многие мечтают жить в зеленом оазисе рядом с чистым водоемом, дышать свежим воздухом и при этом не лишиться преимуществ городской жизни. Но готовы ли россияне сегодня пожертвовать собственным комфортом ради города, в котором приятно жить? Эксперты утверждают, что готовы. Но пока это лишь небольшой процент населения.
Читать на сайте RG.RU

Качество городской среды зависит от чистоты атмосферного воздуха, состояния источников воды, почвы, правильной утилизации различных видов отходов. По мнению специалистов, экологическая обстановка большинства российских городов за последние 10-15 лет не сильно изменилась, о чем свидетельствуют рейтинги Минприроды России, Росгидромета. Это одновременно и хорошая, и плохая "новость". "Ситуация остается, с учетом взаимовлияния различных факторов, в целом стабильной, но с точки зрения экологии далекой от совершенства по многим показателям. Сегодня природоохранное законодательство несовершенно. Нормы жесткие, исполнять их необязательно, да и невозможно. Пример - рыбохозяйственный норматив по воде", - говорит Алексей Петров, директор НП "Гильдия экологов".

Ученые: Из-за шума жители городов толстеют

По словам Александра Федорова, эксперта Ассоциации журналистов-экологов СЖР, один из наиболее объективных показателей - список городов с неблагоприятной экологической обстановкой, публикуемый Росгидрометом. За последние 15 лет он мало изменился.

Основные экологических проблемы российских городов - это коммунальные и промышленные отходы, а также выбросы автотранспорта. Только в Москве ежегодно образуется 5-6 млн тонн бытового и строительного мусора, в том числе около 100 тысяч тонн медицинского. Сейчас в столице перерабатывается лишь каждый четвертый килограмм мусора, в первую очередь в переработку пускается то, что приносит прибыль, - металлолом, макулатура и т. д. Самые опасные элементы - пластик, отходы химии, ртутные лампы, батарейки и прочее - часто просто закапываются в землю, в том числе и к грунтовым водам. Однако экологи утверждают, что лимит на захоронение мусора в столице и области уже давно исчерпан.

Многие города России расположены рядом с крупными водохранилищами, и состояние "большой воды" серьезно влияет на их экологию. С экологической точки зрения водохранилища являются огромными отстойниками, которые разбавляют сточные воды городов, разрушают загрязнения, хоронят их в донных отложениях. Водохранилища улучшают экологическое состояние городов, обеспечивают им надежное водоснабжение, там могут отдыхать люди. С другой стороны, активное загрязнение водохранилищ ухудшает их экологическое состояние - вода начинает "цвести", что ухудшает ее качество. "Основные причины загрязнения водохранилищ - сбросы недостаточно очищенных сточных вод, несанкционированная застройка берегов, нерегулируемая рекреация.

Например, Чебоксарское водохранилище с 1980-х годов используется не на проектной отметке 68 м, а на промежуточной отметке 63 м. В результате процент мелководий в нем превышает нормативные 20 процентов, что приводит к ухудшению качества воды в результате активного развития водорослей в хорошо прогреваемой на мелководьях воде. Кроме того, в водохранилище сбрасывается огромное количество недостаточно очищенных сточных вод, большинство - с территории Нижегородской области, а водохранилище не имеет достаточного объема воды для их нейтрализации. В таком виде водохранилище не защищает от наводнений, не позволяет улучшить водообеспечение Волго-Ахтубинской поймы, возникают значительные проблемы с судоходством - все это также опосредованно влияет на экологическую ситуацию", - говорит главный инженер филиала ОАО "РусГидро" - "Чебоксарская ГЭС" Евгений Щегольков.

Еще один фактор, кардинально меняющий городскую среду, - автомобильные выбросы. Но город не будет городом без автомобилей. Роман Пукалов, директор природоохранных программ общероссийской общественной организации "Зеленый патруль", видит здесь положительные изменения: "Парк автомобилей в стране ежегодно увеличивается на около 500 тысяч машин. Но в стране все больше автомобилей, соответствующих Евро-4 и Евро-5. Качество выбросов значительно улучшилось, исчез свинец, сернистых соединений стало меньше в выхлопах автомобилей".
У нас привыкли рассуждать об экологии много и горячо, но люди не спешат начать свою собственную борьбу за чистый город. Сергей Свиридов, старший партнер, вице-президент по развитию Sminex рассказывает, что их компания неоднократно обращалась к теме разделения мусора. "Вести раздельный сбор мусора не так дорого. Мы имеем четкое представление об экономике этого мероприятия и можем сказать, что никаких технических и финансовых трудностей в этом вопросе нет. Ключевая проблема заключается в другом - эта опция не востребована нашими покупателями".Опросы компании показывают, что возможность раздельной утилизации мусора в принципе не волнует большинство ее клиентов.

"В нашей традиционной культуре заложены серьезные предпосылки для развития экологической этики, - говорит Алексей Петров. - Однако культура, как и экология, находится в глубочайшем кризисе. Подавляющее большинство россиян не готовы добровольно отказаться от чего бы то ни было ради природы. Те, кто готов, не видят в этом большого смысла. Единственным катализатором серьезных изменений в экологическом мышлении был и остается страх. До тех пор, пока природа не нанесет свой "ответный удар" по благополучию больших социальных групп, ситуация в целом не изменится".

Экология Соцсфера