Перед началом зрителям раздали программки со сценарием, а лучше сказать - с "покадровым планом" постановки. Там все выглядело очень загадочно: названия прологов, частей действия и антрактов, цитаты из Писания и фразы, которые казались объяснением того, что будет происходить. Казались до тех пор, пока в зале не погас свет. Стало ясно, что ничего из прочитанного не осело в памяти настолько, чтобы можно было следить за действием по "партитуре". Воронежцы расслабились и включили воображение.
Деревянные куклы мужчины, женщины и птицы. Крылья и перья. Следы из сухарей и каравай свежего хлеба. Пружинный "матрас" с детскими игрушками. Бумажные полотнища на палках, как хоругви, с тремя словами из названия спектакля. Ширма из оргстекла, на которой рисуют то человеческие фигуры, то крест и кровоточащие стигматы. Стихотворение "Мой дом" моравского лирика Яна Скацела (жил он, кстати, в Брно - побратиме Воронежа). Да, еще маленький оркестр, который играет мрачный фолк и кладет на музыку послание к Коринфянам о любви, которая долготерпит, милосердствует, все покрывает и никогда не перестает. Саундтрек изобилует диссонансами и временами мучителен, в целом же удивительно соответствует тональности спектакля. Вот, собственно, и все.
Этот концерт-перформанс с участием двух актеров, художника и марионеток мог показаться шарлатанством. Но словаки были неподдельно серьезны и сосредоточенны, и обижаться на них не стали даже те, кто потом признался: "Ничего не понял". Одиночество человека, любовь смешная и любовь погибельная, примирение со смертью и зов к Богу - в финале артисты преломили хлеб, раздали зрителям и отпустили их размышлять над этими важными вещами. После, как водится, бурных и продолжительных аплодисментов.
- Мы работаем в разных сферах, живем в разных городах и собираемся для проектов на стыке изобразительного искусства, театра и музыки. В данном случае нас занимали три главных понятия в жизни - дом, эрос и вера. Их редко ставят в один ряд, кому-то они даже кажутся несовместимыми - эрос и вера, пффф! Мы около года думали и обсуждали, что для каждого из нас означают эти понятия, к общему знаменателю не пришли. Но это, наверное, и не нужно, - пояснил один из режиссеров спектакля Иван Мартинка. - Мы вместе воплощаем свои несовпадающие представления, стараясь сделать так, чтобы зритель почувствовал: "Да это про меня, лично про меня!" В пространстве сцены постоянно что-то происходит, параллельно в разных уголках. Вы смотрите то туда, то сюда, переключаетесь с музыки на кукол, с кукол на рисунки, с рисунков на нашу мимику и жесты - и получаете свой уникальный вариант спектакля. Он рождается в вашей голове.