Мало того что сам список просто огромный. Почему в нем так много "взрослых" произведений? По какому принципу подбирается литература? Об этом "РГ" беседует с учителем русского языка и литературы московской школы N 57, главным редактором журнала "Литература" Сергеем Волковым.
Сергей Владимирович, как учителя литературы составляют списки для чтения на лето?
Сергей Волков: Есть несколько подходов. Некоторые учителя вносят в список то, что будут проходить на уроках: чтобы дети были готовы, чтобы заранее нашли книжки и могли принести их на урок. С другой стороны, понятно: если ребенок все основные произведения прочитает летом, то к середине учебного года они потеряют для него остроту "первого впечатления". А повторение уже может его не заинтересовать. Поэтому вторая стратегия - не раскрывать все карты, а дать что-то, что может быть просто интересно ребенку, что расширит его кругозор, книги "вокруг программы". Поэтому и появляются расширенные списки, из которых можно выбрать что-то на каникулах и почитать в удовольствие.
То есть все читать совсем не обязательно?
Сергей Волков: Нет. Логика списка, который вам прислали, мне понятна. Он построен на пересечении двух стратегий. Учитель поступил честно: вот литература основная, а вот дополнительная, вот что почитать летом, а вот что нужно к урокам. И обязательный "набор" здесь относительно небольшой.
Учтите, что учителя во многом несвободны, потому что должны проходить произведения, которые вписаны в стандарт и программы. На стандарт ориентированы все линейки учебников. И в них есть такие произведения, которые детям в 12 лет могут быть неинтересны, но которые учитель должен пройти.
Еще проблема: в том же 7-м классе всего 2 урока литературы в неделю, в год 68 уроков. Много книг за это время не прочтешь и не обсудишь толком. А программы объемные. С другой стороны, учитель знает еще какие-то книги, которые могут "зацепить" ребенка, чтобы тот начал читать. И эти произведения он тоже хочет затронуть. Когда же? Иногда это бывает на внеклассном чтении, во время классных часов или даже в разговорах на переменках. Ну вот есть в присланном списке Юрий Коваль. Как без него? Он прекрасен. И даже если его нет в программе, подсунуть его детям надо. Так что учителю приходится выкручиваться.
Но вопросы к содержанию списка все равно есть?
Сергей Волков: Да. На мой взгляд, включать в этот список стихи, даже если это исторические баллады, значит "стрелять мимо". Все равно семиклассники не будут их читать самостоятельно. Летом это не нужно, достаточно будет прочесть к уроку литературы. И список бы сразу уменьшился - посмотрите, среди "ста произведений", которые привели в ужас родителя, много стихов.
Нужно еще понять, что представленный список ориентирован на программу Тамарченко и Стрельцовой, это программа для гуманитарно ориентированных классов, не для общеобразовательных. Такие классы есть в гимназиях и лицеях и списки для чтения в них больше.
Поймите, учитель не враг, который нагрузил ребенка лишним чтением. Для него проблема списка очень сложная. С одной стороны, хочется дать много, чтобы ребенок видел это "море" и мог выбрать из него. С другой стороны, кто-то этими объемами может быть обескуражен. И если родители воспринимают список на лето как тяжелую могильную плиту, это, конечно, грустно. Если родители с чем-то несогласны, если у них есть вопросы, эти вопросы надо задавать. Прежде всего учителю. Школа сегодня открыта к диалогу. Многие педагоги присутствуют в соцсетях. У нас работают телефоны, электронная почта - спрашивайте.
Некоторые произведения из школьного списка серьезно изучают студенты филфака: Шварц, Астафьев, Бедье, Сервантес... Скажем, осилят ли 12-летки такой серьезный роман как "Дон Кихот"?
Сергей Волков: Многие произведения в школе даются "на вырост". В средних классах дети развиваются очень по-разному. Одни уже читают серьезную литературу и переживают ее, других пока увлекают только комиксы или фантастика. И такой большой список дает шанс "зацепить" всех. Надо отдавать себе отчет в том, что значительная часть школьной программы вообще написана не для детей. "Дон Кихот", "Преступление и наказание", "Война и мир", "Мертвые души", "Евгений Онегин" написаны ни для 9-классников, ни для 10-классников. Они написаны для взрослого читателя. И когда учитель дает большой и сложный список литературы, он - есть такая надежда - понимает, что делает. Ориентируется в первую очередь на конкретный класс, на его возможности и интересы.
Сервантеса же в 7-м классе изучают, конечно, не в полном объеме. Из романа дети читают только избранные, самые яркие главы, которые сделали образ главного героя вечным. "Дон Кихот" в переложении для детей существует давно. Познакомиться с ним дело полезное. Я много раз был свидетелем того, как в седьмом классе главы романа читались с интересом, как дети писали по ним яркие работы.
Вообще если детям не говорить, что что-то сложно, то они как губка впитывают серьезные литературные произведения.
У нас в 57-й школе работала великая учительница Зоя Александровна Блюмина: она читала пятиклассникам "Вторую балладу" Пастернака - очень сложное стихотворение для взрослых. Читала вслух, на уроках. Раз, второй, третий. Дети всего не понимали, они просто повторяли за ней, чувствовали ритм, магию слов, эти стихи начинали в них жить - и они сами просили: "А давайте почитаем Пастернака".
Когда я был студентом и у меня только родился сын, преподаватель грузинской литературы поставила мне, молодому родителю, зачет автоматом. Но с условием, что я прочитаю сыну, когда он подрастет, поэму "Витязь в тигровой шкуре". Тогда я, конечно, это легко пообещал: лишь бы зачет поставили. А когда сын подрос, вспомнил данное слово. И стал еще совсем ребенку читать поэму в переводе Заболоцкого. Сложный синтаксис, причудливые слова, необычный ритм. Кажется, что ничего непонятно, но сын требовал еще и еще. И не потому, что он какой-то особенный - просто красивое и сильное завораживает. Потом такой же трюк повторился со вторым сыном...
Так что встреча со сложно организованным произведением может очень благотворно действовать на детей. Главное тут не заставлять, не "впихивать" что-то насильно, а позволить ребенку в этом плыть, давать столько, сколько он может усвоить.
Как научить ребенка любить литературу?
Сергей Волков: А разве можно научить человека любить? Максимум, что можно, самому интересоваться, читать, увлеченно об этом рассказывать, читать вслух... Когда ребенок наблюдает за живущим литературой взрослым, он задается вопросом: а что же он в этих книгах нашел? Так и зарождается интерес.
Однажды школьник понимает, что вдруг получает удовольствие от чтения, обсуждения интересной книжки. Это особенная магия, мы должны ею владеть хотя бы отчасти. Точных рецептов нет: тут нужно и обаяние, и харизма, и технологические ноу-хау.
- "Песнь о Роланде"
- В. Скотт "Роб Рой"
- Н. Асеев "Синие гусары"
- Е. Баратынский "Перстень"
- Г.Р. Хаггард "Прекрасная Маргарет"
- А.А. Бестужев-Марлинский "Испытание"
- Романы о короле Артуре и рыцарях Круглого стола
- Г.К. Честертон "Сапфировый крест"
- А. Доде "Необычайные приключения Тартарена из Тараскона"
- М. Дрюон "Тисту - мальчик с зелеными пальцами"
- И. Ефремов "На краю Ойкумены"
Ефим Рачевский, народный учитель России, директор центра образования № 548 "Царицыно":
- Список литературы на лето рекомендованный, а не обязательный. Учителя составляют его на основе принятой в школе образовательной программы. А та в свою очередь основана на рекомендованной министерством образования и науки примерной программе. Ситуация, на мой взгляд, абсурдная. Все необходимые произведения по-хорошему можно прочитать и в течение учебного года. А списки на лето - дань традиции, которая идет еще со времен СССР. В Советском Союзе были самые длинные в мире каникулы. И, как говорится, "чем меньше заняты войска, тем быстрее они разлагаются". Поэтому учителя нагружали школьников литературой, чтобы дети "не расслаблялись".
Как действовать родителю, увидевшему этот список? В первую очередь не паниковать. Выбрать вместе с ребенком самые интересные для них произведения и читать в свое удовольствие. Осваивать весь объем никто их не заставит. Большого секрета я не открою, если скажу, что мало кто из учителей 1 сентября спрашивает, прочитали ли школьники список литературы на лето. Того, что ребята осилят весь список, от них никто не ждет.
Юлий Гусман, кинорежиссер:
- Я считаю, что "Дон Кихота" Мигеля Сервантеса не просто правильно, но необходимо читать в шестом классе. Я сам прочитал его в начальной школе - во втором классе, и мне все было понятно. Эта книга гораздо лучше того "мусора", который валяется в наших книжных магазинах. Слава богу, что "Дон Кихот" есть в списке литературы для чтения в шестом классе. Можно быть спокойными за составителей программ внеклассного чтения для школьников. Очень разумный выбор.
Павел Лунгин, режиссер:
- Я думаю, что читать "Дон Кихота" в шестом классе рановато. Я помню, что впервые взял в руки эту книгу приблизительно в это же время и не понял ее. И он у меня остался в памяти как довольно скучная и непонятная книга. Всей игры я тогда не понял. Пытался вернуться к Сервантесу позже, но так, если честно, и не вернулся. Это вообще очень опасно - начинать читать слишком рано какие-то произведения. Поэтому счастливы те, кто прочитал Достоевского в зрелом возрасте, и те, кто вернулся к "Войне и миру" после школы. Хотя вопрос, конечно, спорный. Если закрыть глаза и сделать вид в шестом классе, что "Дон Кихота" не существует, то его потом в руки никто так и не возьмет. Это такое вечное противоречие. Надо расширять свои знания о культуре и о литературе, но, к сожалению, удовольствие от культуры и от книги "смазывается" в раннем возрасте.
Александр Кабаков, писатель:
- Я прочитал "Дон Кихота" Сервантеса примерно в таком же возрасте. "Дон Кихот" - один из величайших мировых романов. Книга замечательна всем. Прекрасная сама по себе идея героя, который попадает в сумасшедшее будущее, будучи более нормальным, чем все окружающие. В сущности, из персонажей "Дон Кихота" выросло огромное количество других персонажей всей мировой литературы. Достаточно вспомнить князя Мышкина из "Идиота" Достоевского. "Дон Кихот" - это универсальный образец романа. Думаю, что "Дон Кихот" из тех книг, которые нужно перечитывать много раз. Первый раз в шестом-седьмом классе, а потом уже взрослым человеком. Книга просто обязательная к перечитыванию. Откладывать первое чтение разных, как многим кажется, "взрослых" произведений неправильно, потому что так можно отложить всю литературу, в том числе "Войну и мир". Если чтение откладывать, то взяться за эти книги в более позднем возрасте будет очень сложно. Если человек в тридцать лет впервые в своей жизни возьмет в руки "Дон Кихота", то он его просто не сможет прочитать до конца.
Елена Постнова, кандидат филологических наук, член Союза художников России, мама пятиклассника:
- Список литературы – это хорошая "шпаргалка" для родителя. Каждое лето мы с сыном садимся и вместе выбираем из него книги. Сейчас ребенок увлечен рассказами Джека Лондона, до этого читал Стивенсона "Остров сокровищ" и другие книги. Думаю предложить ему "Приключения Оливера Твиста" Диккенса. Все произведения из школьного списка – это лучшие образцы мировой литературы, самые достойные примеры, которые и взрослым бы не помешало перечитать. Но осилить весь список за лето – это утопия. Поэтому учителя дают большой выбор, и каждая семья может найти что-то для себя. А везде – очень разные традиции. Где-то ребята читают "Евгения Онегина" уже в 12 лет, а где-то даже и не садятся за книгу.
Подготовили Ксения Колесникова и Наталья Соколова