"В ближайшие годы при цене нефти 70 долл./баррель и снятии санкций можно прогнозировать рост, хотя при любых сценариях он будет незначительным", - считает Владислав Бутенко, старший партнер и управляющий директор BCG. В этом году на изменение автоотрасли повлияет снижение доходов населения и высокая стоимость кредитов, уверен Бутенко: "Сейчас спрос сконцентрирован в больших городах, потому что регионы более чувствительны к кризису. Уже сейчас видно, что структура спроса сместилась в пользу более доступных и компактных моделей, в будущем доля массового ценового сегмента продолжит расти, а средний окажется под наибольшим давлением и будет расслаиваться. Еще одна тенденция на ближайшие годы - потребители откладывают покупку или приобретают подержанные автомобили и закономерно доля вторичного рынка увеличивается".
По словам Николауса Ланга, старшего партнера и управляющего директора BCG, в долгосрочной перспективе российская автоотрасль еще далека от полного насыщения и будет продолжать расти. Он отметил, что с 2005 года Россия входит в первую десятку крупнейших мировых рынков легковых автомобилей и сохранит за собой эти позиции в будущем. "Рынок обладает огромным потенциалом, с точки зрения дальнейшего роста и общей зрелости отрасли. За 2014 год, на одну тысячу жителей было зарегистрировано 295 автомобилей, в то время как в Италии, Франции, Германии этот показатель вдвое больше", - отметил Николаус Ланг.
Тем не менее если бы сегодня правительство не приняло меры поддержки, то ситуация с продажами была еще хуже, считают в минпромторге. До конца года властями была продлена программа утилизации, также недавно были запущенны программы льготного автокредитования и льготного лизинга автотранспорта. Кроме того, в ведомстве сообщают, что в июле правительство может принять решение о продлении мер поддержки авторынка.
Помимо прочего, заметным трендом с 2009 по 2012 год было увеличение общей доли локализованных производителей. Причем это произошло за счет поддержки государственных программ, которые будут продолжаться и в нынешнем году.
Дилеры, ориентированные на импортные марки и модели с низким уровнем локализации, будут подвержены риску банкротства. При этом многие мелкие, региональные дилеры и вовсе уйдут с рынка. "Дилеры всегда работали в условиях роста спроса и увеличения объемов продаж, они не сильно заботились об эффективности операционной деятельности. Сейчас им придется уделять больше внимания оптимизации сети и управлению оборотным капиталом. Они столкнутся со снижением продаж новых автомобилей и маржи под влиянием сокращения спроса, роста конкуренции и роста цен в результате девальвации рубля", - пояснил Бутенко.
Подобного мнения придерживается Андрей Томышев, старший менеджер EY, руководитель группы по оказанию услуг предприятиям автоотрасли в СНГ. Он подтверждает, несмотря на меньшую степень проникновения дилерской сети в России по сравнению с западными странами, с начала года происходит массовое закрытие дилерских центров из-за падения прибыли, высокой закредитованности и роста рисков банкротства. "C риском сталкиваются в основном компании среднего и малого размера, ранее инвестировавшие в расширение дилерской сети. Сейчас новые площади для них стали лишним обременением", - говорит Томышев.