16.06.2015 04:39
Экономика

Какие проблемы выбивают почву из-под ног ростовских предпринимателей

Ростовские предприниматели рассказали бизнес-омбудсмену о своих проблемах
Текст:  Руслан Мельников
Российская газета - Экономика Юга России: №128 (6699)
Традиционный перечень проблем, тормозящих развитие предпринимательства в России, за последние полгода существенно изменился и обновился. Проведенные опросы бизнес-сообщества на эту тему показали неожиданные результаты. О том, какие вопросы приходится сейчас решать в первую очередь и каких новшеств следует ждать от законодателей, шла речь на встрече представителей донского бизнес-сообщества с уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борисом Титовым.
Читать на сайте RG.RU

На коррупцию нет денег?

Судя по общероссийским опросам, самой актуальной бизнес-проблемой неожиданно стала волатильность валютного курса.

- Проблема заключается не в том, что рубль слишком дорогой или слишком дешевый, а в том, что нестабильность курса выбивает почву из-под ног, - пояснил омбудсмен.

Льготы и господдержку предоставят малому бизнесу по одним критериям

Бизнесменов смущает неопределенность в экономике и резкое снижение потребительского спроса. Также их волнуют проблемы кадастровой стоимости, повышение аренды, налогов на имущество и выкуп арендованного имущества малыми предприятиями. Примечательно, что даже извечно "топовая" проблема коррупции ушла аж на 16-е место. Согласно опросам, две трети донских бизнесменов считают, что ухудшения ситуации нет или отмечают улучшение. Как пошутили ростовские бизнесмены, это могло произойти "потому, что у бизнеса заканчиваются деньги".

Менее юмористичный взгляд у бизнеса на административные препоны. 56 процентов респондентов уверены, что ситуация ухудшается. Особые претензии бизнес высказывает к количеству проверок. Более 60 процентов опрошенных предпринимателей заявили, что на их предприятия контролирующие органы приходили с проверками от двух и более раз в год, а 25 заявили более чем о четырех нежелательных визитах в год. Впрочем, уже с 1 июля вводится реестрирование проверок. Каждая контрольно-надзорная проверка со стороны Ростехнадзора или Роспотребнадзора теперь должна будет иметь номер по единому реестру. Донские бизнесмены, кстати, признают, что проверки постепенно становятся прозрачнее. Но при этом на круглом столе с омбудсменом прозвучало предложение ввести в деловую практику добровольные проверки, которые могли бы заменить плановые мероприятия.

Неадекватные наказания

Как отметил Борис Титов, в Ростовской области имеются и свои характерные для региона проблемы. Это, во-первых, уголовное преследование предпринимателей. В качестве примера омбудсмен привел дело Осипенко, который пять лет находится в СИЗО. Хотя, как заметил Титов, доказательства его вины очень сомнительны.

В столице выросло число индивидуальных предпринимателей

Еще представители ростовского бизнес-сообщества обратили внимание уполномоченного на случаи несоответствия степени вины и наказания.

- За несвоевременную выдачу спецодежды предусмотрен штраф в размере 150 тысяч рублей, причем за каждый выявленный случай нарушения. В результате предприятие, задержавшее на месяц выдачу спецодежды десяти работникам, могут оштрафовать на полтора миллиона рублей, - привел пример бизнес-омбудсмен по Ростовской области Олег Дереза.

Другой случай из практики. В аптечной сети при реализации жизненно важных лекарственных препаратов Excel автоматически округлял цену в сторону увеличения на 30 копеек. За это был назначен штраф в размере 40 тысяч рублей.

- Может быть, при выявлении подобных нарушений все-таки давать предпринимателям время на их устранение и лишь после этого применять штрафные санкции? - высказала предложение вице-президент Торгово-промышленной палаты Ростовской области Светлана Абдулазизова.

Еще одна проблема - нелегальный бизнес в Ростовской области. В некоторых сегментах сферы услуг его доля составляет 50 процентов. При этом штраф для нелегалов настолько мал, что им невыгодно выходить из тени. Между тем, по данным Роструда, 22 миллиона россиян никак не оформили трудовые отношения, то есть они либо ведут подпольный бизнес, либо нелегально работают. Если же обелить их доходы, то можно получить только НДФЛ на сумму 50 миллиардов рублей. Но для этого нужно, с одной стороны, ужесточить наказание, а с другой - снизить налоговое бремя и административные барьеры, чтобы легальная деятельность стала более привлекательной.

Ключевая ставка 2000 процентов

Отдельной темой на круглом столе стала нехватка доступных кредитов для бизнеса.

Бизнес с доходом меньше 400 тысяч рублей в год избавят от проверок

В отличие от общероссийских исследований, по данным опросов ростовской ТПП, именно эта проблема вышла на первое место. И, кстати, как считает Борис Титов, последствия повышения ключевой банковской ставки до 17 процентов только начинают ощущаться. Растет "плохая" задолженность, банки теряют ликвидность, у финансовых учреждений отзывают лицензии. Причем, как отметил омбудсмен, это является уже результатом не борьбы с плохими банками, а следствием банкротства. В такой ситуации проблема дешевых денег в экономике становится все острее. Однако дело даже не в высокой банковской ставке как таковой, а в дальнейших действиях, поскольку в мировой практике ставки поднимались и гораздо выше.

- Швеция однажды подняла ставку до 2000 процентов. Но только на два дня. А потом снизила ее до прежнего уровня. Но поскольку никто не знал, как долго продержится эта ставка, вся спекуляция ушла почти сразу же, - привел пример Титов.

По его мнению, чтобы экономика развивалась, ставка должна быть ниже инфляции. При этом бояться денежной эмиссии не стоит, поскольку на инфляционные процессы в России она оказывает не самое существенное влияние. Омбудсмен считает, что российская инфляция носит не монетарный характер, а вызвана тарифами монополий. К тому же денежную эмиссию можно было бы изначально связать кредитами и инвестициями в бизнес.

Магнитогорск-на-Дону

Предприниматели заявили еще об одной угрозе для регионального бизнеса: о массированной экспансии федеральных сетей, выдавливающих с рынка местных производителей, дистрибьюторов и торговцев. Некоторые города Ростовской области даже получили неофициальное название "Магнитогорск" из-за большого количества сетевых магазинов соответствующего бренда.

В России на три года отменят проверки малого бизнеса

И хотя сейчас действует антимонопольное ограничение, позволяющее федеральному ретейлеру занимать не более 25 процентов рынка, по словам донских предпринимателей, статистики, отражающей реальную долю сетевиков-федералов на местном рынке, практически нет. Более того, во многом она формируется из данных, поступающих от самих ретейлеров. Бурную дискуссию вызвал и вопрос ценообразования в сетевых магазинах.

- Мы, например, поставляем в сеть чечевицу по цене 21,6 рубля, а на полке магазина она появляется уже по 79,9. При этом мы платим всевозможные премии и бонусы. Я подсчитала: для того чтобы войти в три магазина крупной федеральной сети, пришлось в итоге заплатить три миллиона рублей, - рассказывает директор крупяного завода Любовь Железная.

В свою очередь, крупные ретейлеры заявляют о низкой доходности бизнеса, поскольку по ряду социально значимых продуктов им приходится сдерживать цены. К тому же руководство сетей уверяет, что ценовая политика, как и вопросы бонусов и премий, решают менеджеры на местах, зачастую коррумпированные и не всегда контролируемые сверху.

По словам Бориса Титова, для разрешения противоречий между поставщиками и сетевиками уже создается институт саморегулирования - нечто вроде арбитража, в который сможет обратиться любой участник рынка. Специальная комиссия будет рассматривать каждую конкретную проблему, при этом "жалобщику" гарантируется, что ретейлеры не выкинут его из сети и не применят иные репрессивные меры.

ИП отменят?

Но, пожалуй, самое сенсационное заявление, которое сделал омбудсмен на встрече с донскими бизнесменами, касается отмены института индивидуального предпринимателя. По крайней мере, в том виде, в котором он действует сейчас. Неожиданное сообщение повергло предпринимателей в легкий шок. Как оказалось, значительная часть собравшихся за круглым столом использует форму ИП для ведения бизнеса.

В 2016 году у бизнеса начнутся надзорные каникулы

- Это шутка? Мы не знаем, смеяться или плакать, - признались бизнесмены.

Оказалось, не шутка.

- Да, институт индивидуального предпринимателя, созданный в 90-е годы, может быть отменен. Ведь задачи ИП ничем не отличаются от задач малого предприятия. При этом индивидуальный предприниматель имеет право нанимать до 100 человек и может работать в том же специальном режиме, что и малые предприятия, - пояснил бизнес-омбудсмен свою позицию.

По его мнению, в правовом поле могут остаться самозанятые ИП без права найма сотрудников, а все остальные - стать малыми предприятиями.

Кстати, Госдума уже в начале осенней сессии может принять новаторский закон в сфере малого бизнеса.

- Скорее всего, будет введена спецрегистрация самозанятых индивидуальных предпринимателей без права найма. Надеемся, что скоро можно будет обратиться в МФЦ и просто купить по упрощенной схеме соответствующий патент. Хотя, возможно, этот документ будет называться как-то иначе. В любом случае, это серьезное законодательное новшество, - сказал уполномоченный по защите прав предпринимателей.

Впрочем, ипэшникам, которым придется переоформляться, сообщили и утешительную новость: для малых предприятий обещают минимум вдвое снизить штрафные санкции.

Малый бизнес Ростов-на-Дону Юг России