Уголовные дела возбуждены спустя два месяца после того, как деятельность театра впервые в его истории проверила контрольно-счетная палата края, выявившая ряд финансовых нарушений на сумму более чем 26 миллионов рублей - 21,6 миллиона признаны тратами незаконными, более 4,5 миллиона - неэффективными. Перепроверив данные счетной палаты, прокуратура взялась за дело
Считается, что руководство театра незаконно выплатило вознаграждение в размере 310 тысяч рублей главе балетной труппы за услуги, выполнение которых и так предусматривалось его должностной инструкцией. Аудиторы посчитали, что театр арендовал квартиры артистам по завышенным ценам, что привело к неэффективному расходованию бюджетных средств на 540 тысяч рублей.
По ценам без экономического обоснования тратились деньги на аренду офисных и складских помещений, оборудования, транспортные расходы и рекламу.
- К примеру, по одному из договоров фактическая стоимость услуг аренды двухкомнатной квартиры площадью 52,4 квадратных метра на 16 дней составила 102,5 тысячи рублей, - говорит старший помощник прокурора края Елена Телегина.
Правда, в прокуратуре оговариваются, что не существует законных требований, ограничивающих право учреждений на аренду жилых помещений. Но все-таки деньги-то бюджетные, и трудно представить себе качество жилья во Владивостоке, платить за аренду которого надо более двухсот тысяч рублей в месяц.
И главное, в театре задерживали зарплату артистам с декабря 2014 года, долг - 41,6 миллиона рублей - был погашен только в начале мая благодаря вмешательству Роструда. А образование задолженности директор Приморского театра оперы и балета Сергей Самодов объяснил необходимостью выплачивать кредит.
Иными словами, директор сделал выбор в пользу банка, посчитав нормальным оставить без денег коллектив. И тем не менее, в середине мая образовался очередной долг в 1,1 миллиона рублей, и следователи возбудили уголовное дело по факту задержки положенных выплат сотрудникам театра.
Антон Лубченко дал подписку о невыезде, однако убедил следователей, что она не должна мешать ему отлучаться из Владивостока, поскольку его профессиональная деятельность связана с гастролями, в том числе за границей. Он вообще считает происходящее намерением "уволить его и распустить коллектив".
Театр оперы и балета, появившись всего два года назад, моментально вызвал интерес у зрителей, доселе лишенных напрочь такого рода искусства и которые до сих пор прощают артистам профессиональные промахи, списывая все на период становления труппы. Театр как-то быстро перетянул на себя не только все внимание краевой администрации и профильного департамента, но и деньги, оставив без оного другие театры: драматический, кукольный, молодежи и филармонию. Многомиллионный разброс в финансировании оперного театра, по мнению экспертов, превратил остальные учреждения культуры в пасынков. Конечно, есть разница в затратах при постановке оперы или спектакля, но преференции власти заметно чувствуется.
Здание театра строилось в рамках программы развития Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но достраивалось на деньги краевого бюджета. И здание до сих пор не передано на баланс администрации, его эксплуатирует компания-застройщик, которая считает, что администрация края должна ей более 22 миллионов рублей.