"Тамбур с решеткой нужен для того, чтобы наши коты не выбежали на улицу", - поясняет один из авторов проекта Олег Агранович.
Важный нюанс: не убежали, а выбежали. Убегать котам отсюда не резон. В свое время они уже набегались: были бездомными. Потом их подобрали волонтеры благотворительных организаций, поставили на ноги (на лапы), окружили любовью и заботой.
"После прививок и карантина котики попадают к нам, - рассказывает директор кафе по маркетингу Елена Петрущенкова. - И уже наша задача - найти им хозяев и постоянный дом".
Идея котокафе к нам пришла из Азии. Самое первое открыли на Тайване 17 лет назад, но наибольший резонанс проект получил в Японии, где завести кота можно только с разрешения всех соседей, по разрешению властей и с уплатой высокого налога. То есть для большинства горожан - несбыточная мечта. Поэтому котокафе там жутко популярны, только в одном Токио таких больше сорока.
А вот на всю Москву - одно-единственное: сейчас здесь живут пять котов и кошек, есть 20 посадочных мест для людей. Люди - гости, коты - хозяева.
Порядок такой: при входе разуваешься, получаешь тапочки и жетон-бейджик. А еще ваши руки положено обрабатывать специальным антисептическим спреем.
"У нас работают бактерицидный рециркулятор, пароочиститель, каждую неделю котов проверяет ветврач, - говорит Олег Агранович. - Все котики здоровые".
В стоимость посещения кошачьего заведения включены кофе, чай, газировка и печенье в неограниченном количестве.
Как пишут на специализированных форумах люди, вернувшиеся из Японии, час пребывания в тамошнем котокафе с двумя кружками горячего какао обходится в 25 долларов. В Москве счет предъявляют при выходе из кафе, из расчета 6 рублей за минуту.
И еще существенное отличие. В Японии вы ни при каких условиях не можете забрать кота домой. У нас на этом проект и построен. Пришли, погладили котика, подружились. За отдельную плату можете стать его опекуном и участвовать в содержании, получив 50-процентную скидку на посещение кафе. Со временем опекун может забрать кота домой навсегда.
В общей сложности начиная с апреля семь котов и кошек уже обрели хозяев.
Здесь не работает правило "клиент всегда прав". "Если кот к вам не идет на руки, то удерживать его насильно нельзя", - уточняет Елена.
Собственно, по этой причине самое узкое место проекта - дети. Они самые благодарные клиенты, но они же и его главная напасть. Не все детишки понимают, что кот - это не разновидность мягкой игрушки, которую можно тискать по своему желанию.
Но при этом именно дети вносят особый колорит в будни заведения. Они рисуют любимых котиков (портреты потом развешивают на стенах) и пишут трогательно-наивные пожелания в книге отзывов: "Пожалуйста, кот Бегемот, не будь таким врединой!"
Коты живут в общем зале, но в любой момент могут уйти "в приват", то есть в закрытое для посетителей служебное помещение. Так они обычно и делают, когда устают от всеобщего внимания. Бегемот, колоритный кот с желтыми глазами, отличался тем, что от людей не уставал. Никогда. Но при этом оставался созданием строгого нрава, с характером. Патрулировал зал, рычал, строил и воспитывал клиентов.
Почему в прошлом времени? Буквально за сутки до нашего приезда Бегемот обрел хозяйку и свой собственный дом. Бегемотом, его, кстати, назвали посетители кафе.
Сначала здесь всех котов называли японскими именами: Хару, Мару, Хати, Йору. (Если хотите обидеть авторов проекта, то можете использовать термин "клички", но они настаивают: у их котов - не клички, а имена). Каждое имя имело смысл: скажем, Йору по-японски - "ночь", кошечка была черного окраса. Логично и объяснимо, но народ потребовал отечественных имен. В результате в кафе завелись Персик, Валдис, Бегемот.
Самый популярный вопрос: "Можно ли прийти в это кафе со своей кошечкой?" Нет, в Тулу - без своего самовара.
Кто основной посетитель котокафе? Клиент разношерстен, от небогатых студентов до директоров преуспевающих компаний.
Приходят и те, кто по каким-то причинам хочет, но не может позволить себе кота в доме. Например, регулярно заглядывает пожилая женщина, у которой недавно умер любимый кот. Завести нового по психологическим причинам не может, а необходимость в общении с четвероногими огромная. Или вот мама приводит мальчика, которому дома не разрешают иметь своего кота. Кстати, это чисто японский вариант: ты выбираешь себе домашнее животное, оно фактически становится другом и членом твоей семьи, но при этом живет вне стен твоего дома. В общем, кафе - кладезь будущих диссертаций для социологов и психологов.
А еще в этом кафе играют свадьбы: приезжают к котикам после регистрации в ЗАГСе.
Как-то в котокафе молодой человек привел девушку с завязанными глазами, встал перед ней на колени и сделал предложение. Все коты тому свидетели. "Это было очень трогательно, - говорит Елена Петрущенкова. - От избытка эмоций все присутствующие рыдали в котов. Видео мы выложили в соцсетях и на нашем канале YouTube".
Наверное, это был первый и единственный случай нарушения безалкогольного статуса кафе: влюбленным позволили открыть бутылку шампанского. Хочется написать: и всех котов тут же искупали в игристом вине. Но чего не было - того не было. Здесь ведь территория целомудрия и здорового образа жизни.
Авторы московского проекта договорились дружить котами (и предоставлять скидки) с аналогичным заведением в Праге. Есть мечта объединиться в планетарную сеть родственных по духу кошачьих кафе. Такие помимо Азии открылись в Вене, Мадриде, Турине, Лондоне и Париже. Скоро будет трудно найти страну, где их нет. А если люди и кошки объединятся, то вместе смогут сделать мир лучше и пушистее.
Кстати
Москва в России не первопроходец - уже четвертый год в Питере работает кафе "Территория кошек". И это редкий случай, когда заведения не конкурируют в принципе. Авторы московского котокафе мечтают, чтобы подобные заведения открылись по всей стране, и обещают бесплатно поделиться опытом.