18.06.2015 12:24
Власть

Прокурор: В Самарской области процветает "деловая коррупция"

Все большее развитие в регионе получает деловая коррупция
Текст:  Ирина Чечурина (Самара)
Российская газета - Неделя - Средняя Волга: №0 (6132)
Значительная часть дорог в Самарской области ремонтируется с грубейшими нарушениями. Проблема нефтеврезок и подпольных НПЗ остается острой, а вот долги по зарплате в регионе одни из самых низких в стране. Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью "РГ" рассказал прокурор Самарской области Мурат Кабалоев.
Читать на сайте RG.RU
В Госдуму внесен закон об уголовной ответственности юридических лиц

Мурат Азраилович, благодарим за встречу с "РГ". Прокуратура области стала сегодня одним из самых цитируемых ведомств в медийном пространстве. Это связано с активизацией ее деятельности или с большей открытостью?

Мурат Кабалоев: Я уважаю серьезные издания, потому что работа, которой мы занимаемся, требует столь же серьезного освещения, а не поиска в ней сенсаций, чем нередко грешит желтая пресса. Хотя вся наша деятельность на виду, и мы готовы конструктивно сотрудничать со всеми. Ежедневно мне на стол ложится мониторинг всех печатных и электронных изданий, а также социальных сетей, по которым мы отслеживаем ситуацию в обществе: каково настроение людей, где нужно наше вмешательство, какой вопрос взять на особый контроль.

Это очень полезная обратная связь, ведь мы проделываем огромный объем работы, и важно, чтобы люди об этом знали. Достаточно сказать, что только по линии надзора за федеральным законодательством прокурорами выявлено около 130 тысяч нарушений. И ведь за каждым таким фактом стоят конкретные судьбы, восстановленные права граждан в самых разных сферах жизни.

- Сейчас в стране непростая экономическая ситуация. Это как-то сказалось на уровне преступности, протестных настроениях людей?

Мурат Кабалоев: В последние годы жизнь улучшалась, и, как следствие, стало меньше преступлений, ведь криминал - явление социальное. Но сейчас мы немного замерли в ожидании: скачок инфляции, рост курса валют, проблемы малого бизнеса, снижение покупательской активности - все это может сработать. Поэтому мы постоянно мониторим цены на продукты, ситуацию на рынке труда, задолженность по зарплате, чтобы не допустить напряженности в обществе. Кстати, по последнему направлению мы в числе самых благополучных в стране: задолженность по зарплате в Самарской области всего около 1,8 миллиона рублей. А ведь во многих регионах она исчисляется сотнями миллионов. И такой "минимум" - во многом результат прокурорской работы, ведь после нашего вмешательства только в 2014 году предприятия выплатили работникам 170 миллионов рублей долга, 59 миллионов рублей - за четыре месяца этого года.

Путин направит чиновников учиться борьбе с коррупцией

- Прожиточный минимум в этом году увеличен на 17 процентов, а зарплаты особо не растут. Может ли прокуратура как-то влиять на рост цен?

Мурат Кабалоев: Мы видим, что, когда доллар скакнул за 70 рублей, цены моментально поднялись. А когда стоимость валюты упала, обратного процесса не произошло. Однако в условиях рынка нельзя установить фиксированные цены на продукты, их просто завтра не станет в магазинах. Проблема упирается в низкую конкуренцию. Но влиять на ситуацию в случаях необоснованного роста цен на продукты или ценового сговора можно, и такая задача поставлена перед нами правительством. Всего в указанной сфере прокуратурой области, совместно с другими ответственными ведомствами, выявлено 354 нарушения законодательства, внесено 76 представлений, 45 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, возбуждено 121 дело об административных правонарушениях.Прокурорами выявлены многочисленные факты завышения цен на детское питание. В Самаре, Тольятти, районах региона зафиксированы случаи установления розничной надбавки на эти продукты до 30-40 процентов.После вмешательства прокуратуры предприниматели вынуждены снижать цены и заплатить штраф в размере 50 тысяч рублей.

Поддерживая обвинение, прокуратура всегда выступает на стороне потерпевшего

- К дорожной теме ваше ведомство проявляет интерес не меньший, чем ГИБДД. Меры прокурорского воздействия как-то влияют на реальное состояние дорог или только пополняют бюджет штрафами?

Мурат Кабалоев: 20 миллиардов рублей за последние годы было потрачено в регионе на ремонт дорог, но только на отдельных участках их состояние можно назвать удовлетворительным. На остальных - выбоины, неработающая ливневка... Проблемы есть даже там, где ремонт выполняли недавно. Проводимые инструментальные исследования показывают, что во многих случаях качество использованного щебня, асфальта, битума не соответствует ГОСТам, а их толщина ниже нормы. Таким образом, огромные бюджетные средства просто до дорог не доходят.

Уровень коррупции в дорожной сфере чрезвычайно высок. В 2014-2015 годах по инициативе органов прокуратуры области было возбуждено девять уголовных дел. Назову лишь некоторые, по которым сегодня ведется следствие. В марте этого года прокуратура выявила мошенничество при ремонте дороги на одном из участков улицы Тухачевского в Самаре. Работы там проводило ООО "Автодорстрой". Исследование проб покрытия показало, что толщина среза щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси составляет 2,5 сантиметра вместо положенных четырех. Таким образом, бюджету города был нанесен ущерб в 1,5 миллиона рублей. А при ремонте дороги на улице Панова, который проводило ООО "НПФ -XXI", использовали вторичный материал асфальтобетонного гранулята, завладев денежными средствами муниципального бюджета в размере 1,2 миллиона рублей.

Только за май этого года прокуратура выявила 140 фактов ненадлежащего состояния самарских дорог. Размеры выбоин на некоторых недавно отремонтированных участках доходили в длину до 120, в ширину - до 85, а в глубину - до 20 сантиметров. Это же настоящие ямы, о какой безопасности движения может идти речь?! Поэтому в суд прокуратура направила 28 исковых заявлений к указанным организациям с требованием устранить дефекты дорожного покрытия.

Информаторов о коррупции предложили премировать за счет взяточников

- Коррупцией сегодня поражены почти все сферы жизни, и иногда у простого человека создается ощущение, что "болезнь" неизлечима. У вас есть свой прокурорский рецепт?

Мурат Кабалоев: В прошлом году нами было выявлено 542 коррупционных преступления, общее количество фактов взяточничества выросло за год на семь процентов - с 214 до 229. При этом на госаппарат, который опередил и медицину, и образование, приходится половина всех преступлений. Но "конверты" или "чемоданы с деньгами" сегодня уже не в ходу. Ни один чиновник, облеченный властью и имеющий доступ к бюджетным деньгам, рисковать не будет. Развитие получила так называемая "деловая" коррупция. При этом фирмы, которые занимаются подобным "бизнесом", стали более подготовленными: в штате - опытные юристы, иногда и бывшие работники правоохранительных органов, которые знают наши методы работы. Но такие "легкие" деньги имеют для них тяжелые последствия.

Широкий резонанс получило уголовное дело в отношении руководителя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Безенчукского района Галочкина, который попался на взятке в четыре миллиона рублей. Он приговорен судом к восьми годам лишения свободы и штрафу в размере 280 миллионов рублей.

В декабре 2014 года на восемь лет колонии общего режима был осужден еще один высокопоставленный чиновник - бывший зам. руководителя департамента управления имуществом мэрии Самары Вадим Кужилин. Его коллеги получили от двух до пяти с половиной лет. Согласно данным следствия, подельники осуществили отчуждение 25 квартир, принадлежавших городу и предназначенных для расселения граждан из аварийного жилья. Ущерб бюджету был оценен в 95 миллионов рублей.

Но хочу отметить, что рост коррупции в абсолютных цифрах - это не увеличение числа подобных деяний в регионе, а активизация деятельности прокуратуры и других ведомств по их выявлению. Преступная деятельность велась не один год.

Ключевой вопрос

- В свое время Самарский регион прославился на всю страну объемами краж нефтепродуктов через незаконные врезки. Изменилась ли ситуация сегодня и как ведется работа с такими "утечками"?

Мурат Кабалоев: Прокуратура координирует работу в этой сфере, которая ведется совместно с МВД, ФСБ и службами безопасности нефтяных компаний. Это позволило значительно сократить в регионе количество уголовных дел данной категории. В 2014 году их было возбуждено 58, что на 22,6 процента меньше, чем годом ранее. За истекший период 2015 года снижение еще более ощутимо - 41,6 процента. Но до благополучия еще далеко, ведь возбуждено семь уголовных дел по новым эпизодам, и это только вершина айсберга, поскольку многомиллионные хищения нефтепродуктов всегда происходят в составе преступной группы и труднодоказуемы.

Анализ судебной практики показывает, что к ответственности привлекаются в основном рядовые исполнители и водители, перевозящие похищенную нефть. Они чаще всего получают условное наказание, а организаторы данных преступлений привлекают новых исполнителей и продолжают свою деятельность. Однако в последнее время прокурорам в судах удается добиваться назначения реальных сроков лишения свободы.

Сегодня этот "бизнес" продвинулся вперед и технологически. Методы горизонтального бурения позволяют выводить ответвления от нефтепровода за сотни метров от самой врезки. Так, в ходе оперативных мероприятий были обнаружены труба, проложенная по дну реки, а также водолазные костюмы. Труба выходила в наземную промбазу, откуда нефть вывозилась в обычном фургоне, в котором был спрятан бак.

Похищенное углеводородное сырье перерабатывают на примитивных заводиках-самоварах, где, разумеется, ни о каком качестве бензина говорить не приходится. Плюс дымящие трубы, которые наносят ощутимый вред экологии и здоровью людей. Недавно прокуратура провела масштабную проверку АЗС области, в ходе которой выявили не только многочисленные случаи недолива бензина, но и факты продажи некачественного топлива. Не исключено, что это тот самый бензин, который производят на подпольных заводах. Недавно в Волжском районе правоохранители задержали целый караван бензовозов с "левым" топливом.

Правоохранительная система Самарская область Средняя Волга