17.06.2015 22:00
Культура

В галерее "Наши художники" показали киноплакаты братьев Стенбергов

Киноплакаты братьев Стенбергов - в галерее "Наши художники"
Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №130 (6701)
"2Стенберг2" в галерее "Наши художники", конечно, не первая выставка киноплакатов братьев Стенбергов - первая была в 1925, когда Объединение молодых художников (кратко - ОБМОХУ), в которое входили Владимир и Георгий, представило киноплакаты в …Камерном театре Александра Таирова. Но за последние 25 лет, пожалуй, самая крупная в России. И солидно подготовленная.
Читать на сайте RG.RU

Нынешняя экспозиция - первая часть проекта, продолжение которого обещано в 2016 году. Тем не менее, основательный каталог сразу к обеим частям проекта, со 156 киноплакатами, с двумя статьями, в том числе и внучки Владимира Стенберга, и редкими архивными фотографиями, уже выпущен. Если учесть, что выставки Стенбергов проходили в нью-йоркском МоМА (1997), стокгольмском Культурном центре (1999), токийском музее Метрополитен (2001), то проект галереи "Наши художники" оказывается в отличном музейном ряду.

К тому же жизнь предлагает невероятные параллели. Ретроспективы Георгия Якулова в Третьяковской галерее и Александра Колдера в ГМИИ им. А.С.Пушкина и показ киноплакатов братьев Стенбергов в "Наших художниках" сошлись в одно и то же время в Москве (на расстоянии пешей прогулки друг от друга) вроде бы случайно. Но если бы этих сближений не было, их стоило придумать.

В Парке Горького открылось новое здание музея "Гараж"

В мастерской Георгия Богдановича Якулова братья Стенберги учились, когда были студентами Первых Свободных государственных художественных мастерских. Как и Якулов, они сотрудничали с Таировым, в течение 10 лет оформляя спектакли и афиши для Камерного театра. Впрочем, не только для него. К примеру, они разработали проект конструкций для спектакля Мейерхольда "Великодушный рогоносец" и декорации к его же постановке "Земля дыбом"… Их работы, как и произведения Якулова, были отмечены наградами на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже (1925). Наконец, их связывала дружба, артистическая среда и умение быть денди. Виктория Стенберг, внучка Владимира Августовича, упоминает в статье для каталога выставки розыгрыш, который устроили Георгий Якулов и Константин Медунецкий для Стенбергов. Когда те явились, как обычно, в "Кафе поэтов" в Настасьинском переулке, то обнаружили, что все кафе завешано их киноплакатами. Фишка была в том, что сами авторы их видели впервые. Якулов с Медунецким собрали… продукцию художников, работавших "под Стенбергов", наглядно продемонстрировав невероятную популярность стиля "2Стенберг2". Именно так подписывали братья плакаты.

С Александром Колдером же Стенбергов сближает вкус к точному расчету и любовь к технике. Как и американский художник, Владимир и Георгий получили два образования - художественное и техническое. Еще учась в Строгановском училище, они в 1917 неожиданно поступили еще и на Высшие военно-дорожные курсы, на специальность "железнодорожные сооружения и мосты". Нет, они не делали "мобили". Но в начале 1930-х Владимир проектировал первые вагоны московского метро, разработал новый тип вентиляции. Мотоциклы, машины и кино братья любили страстно. Чтобы купить себе пару резвых "Харлеев", набирали массу работы, от рекламы Моссельпрома до журнальных обложек. Потом так же зарабатывали на вожделенную технику тех лет - кинокамеру "Эклер" и автомобиль "Паккард"… В своей квартире-мастерской на Смоленском бульваре Владимир Стенберг не только делал мебель своими руками, но и испытывал моторы мотоциклов.

В России впервые покажут ретроспективу скульптора Александра Колдера

Если Колдер был заворожен цирком, то Стенберги - эксцентрикой "немой фильмы". В 15 лет Владимир Стенберг оформляет декорации в киноателье Ханжонкова, наблюдает, как работает режиссер Евгений Бауэр. С ним, и с отцом (который был выпускником Королевской академии художеств в Стокгольме и работал с 1898 по 1922 год в России) Владимир оформляет спектакли Киевского театра оперетты и "Луна-парка" в Москве. Этот опыт пригодится позже - во время работы в Камерном театре и над плакатами для "Союзкино", и наверняка - во время оформления спортивных парадов на Красной площади.
Это, впрочем, отдельная история, как "русские шведы" (так Стенбергов звали их друзья по Строгановскому училищу) стали не только создателями "большого стиля" революционной эпохи, но и главными художниками-оформителями Красной площади (Владимир с сыном Стеном оформлял и парад победы в 1945), ЦПКиО им. Горького (1928-1932), Днепрогэса (1928-1933) и первого Планетария… Обошлось без чудес - просто на конкурсе проектов праздничного оформления Красной площади в 1928 году их работа получила первую премию. Как бы то ни было, образами парадов на Красной площади или знаменитой встречи "челюскинцев" в Москве, которые мы видим в старой хронике или на фотографиях тех лет, мы обязаны во многом именно Стенбергам.

Киноплакаты - это концентрация их стиля. Здесь авангард выходит к массовой аудитории, а кинодраматургия переводится на доходчивый язык плаката. Здесь арсенал конструктивизма встречается с эстетикой революционного "киноглаза" и экспрессивной мимикой немых мелодрам и комедий. Здесь ножки штатива киноаппарата рифмуются с женскими ножками, а механический киноглаз смотрит на сияющую улыбку и блестящие глаза актрисы ("Человек с киноаппаратом"). Здесь название фильма расстилается под ногами героя, как ковер, ведущий клоуна на манеж ("Полицейский), предвосхищая опыты Эрика Булатова. Здесь шляпка княжны Мэри (на плакате к одноименному фильму 1927 года) похожа на проекцию круглой космической станции… А Бастер Китон на плакате к фильму "Генерал" (1929) возникает из силуэта велосипеда и парохода и черно-белых строчек имени, будто опт-арт давно изобретен.

Еще в 1932 они вместе делали афишу Третьяковской галереи для выставки "Плакат - на службе пятилетки". А в 1933 Георгий и погиб в автокатастрофе: мотоциклист получил удар в голову затвором кузова грузовика. Для Владимира, который был старше брата всего на год, это стало огромной трагедией. В последнем интервью в начале 1980-х, он скажет польским журналистам: "Смерть брата была для меня, наверное, самым страшным ударом в жизни. Но и впоследствии я работал как бы за двоих. "2Стенберг2" до конца моих дней останется для меня реальным существующим фактом".
Надо ли упоминать, что "2Стенберг2" навсегда остались "реальным фактом" в истории искусства ХХ века?

Актуальное искусство