22.06.2015 18:07
Культура

Члены жюри конкурса Чайковского прокомментировали итоги I тура

Текст:  Ирина Муравьева Татьяна Эсаулова
На XV конкурсе Чайковского начался II тур для инструменталистов. В полуфинал допущены 12 пианистов, 12 скрипачей и 12 виолончелистов. Конкурсанты в эти дни исполняют часовые сольные программы по собственному выбору, а далее им предстоит играть концерты с камерным оркестром - по результатам и определится шорт-лист финала. По регламенту нынешнего конкурса, членам жюри впервые предложено комментировать свою позицию для участников, отсеянных из туров. Также они поделились своими впечатлениями и с  "Российской газетой".
Читать на сайте RG.RU

Борис Березовский, пианист, лауреат IX Конкурса Чайковского

- В принципе я доволен результатами голосования, за исключением Юрия Фаворина, который, я знаю, гениально играет многие вещи, и у него сложнейший репертуар, просто феерический. Но здесь он сразу не мог проявить все, а другие члены жюри видели, что да, человек играет здорово, но в чем его преимущества? Я голосовал за него.

Борис Березовский: В целом я доволен результатами первого тура

Мне досадно за Андрея Коробейникова, которого я тоже очень люблю, но голосовал против, потому что нельзя было ради одного Бетховена так быстро и сумбурно сыграть Баха, Шопена, Рахманинова.

Китаец Чэнь Мойе - совершенно очаровательный музыкант, но он не прошел дальше: неудачно сыграл, не раскрылся, как хотелось бы. На записи он играет феноменально.

Вообще, уровень конкурсантов очень разный, это очень разные личности, а не только виртуозы. Сейчас во втором туре звучат Соната Метнера, Мессиан, Скрябин, Хаммер-клавир Бетховена. Так что никто не может обвинить их в том, что они просто тупо играют Мефисто-вальс.

Но на конкурсе всегда как-то складываются звезды, многое зависит от общего впечатления: как сыграл 1-й, 2-й, 3-й тур.

В целом, я доволен результатами и считаю, что пока все идет более-менее в рамках конкурсной жизни, у которой свои правила игры. И я очень люблю конкурс Чайковского: люди собираются, обсуждают все, каждый находит для себя любимчиков - в этом и есть смысл этого конкурса. И даже "жертвы" конкурса Чайковского еще раз доказывают, что это замечательный конкурс.

Давид Герингас, виолончелист, лауреат IV Конкурса Чайковского

- Первый тур прошел очень интересно. Многих участников я знаю с прошлых конкурсов, и хочу отметить, что некоторые из них очень выросли: сделали невероятные шаги в творческой биографии, добились новых высот. Другие, - наоборот, показали на I туре свои "не очень" сильные стороны. Поэтому впечатления - самые разные.

Давид Герингас: Чувствуется, что играет более взрослое поколение

Но в этом конкурсе принимает участие большое количество опытных музыкантов, и чувствуется, что им есть что сказать. Претенденты на выход в финал - состоявшиеся исполнители, представляющие, что такое концертная жизнь.

Вообще конкурс изменился. Мне нравится, что как-то стабилизировалась программа, когда большее внимание обращается не на технику, а на музыкальную сторону, ведь конкурс существует не для того, чтобы люди сдавали какой-то экзамен. Такие ученические исполнения не доставляют никакого удовольствия, а здесь - настоящие "речитали". Все члены жюри с удовольствием аплодируют. Отсутствует скованная, строгая атмосфера, когда музыканты выходят на сцену, и их судят. Жюри старается своим позитивным настроем поддерживать конкурсантов. Очень хорошо принимает конкурс публика.

Я говорил с участниками, не прошедшими во II тур. На эту встречу некоторые участники возлагали надежды, хотели узнать, что было в их выступлении не так. Поэтому очень важно не раскритиковывать их, ведь ошибки могут быть у каждого. Я говорил лишь о том, что можно улучшить в их исполнении.

Илья Калер, скрипач, лауреат VIII Конкурса Чайковского

- Да, на конкурсах не всегда проходят те, кто, как нам хотелось бы, должен пройти. Были пожелания, чтобы во II тур у скрипачей прошли еще два человека. Но, они не попали: мы отбираем ограниченное количество участников. У нескольких ребят было видно, что они находятся под влиянием знаменитых исполнителей, но это - абсолютно нормальный переходный период их развития. А бывает и так, что данный исполнитель выполняет то, что ему подсказано педагогом, и это сразу видно. Это студенческий подход, не артистический.

Илья Калер: Конкурсы очень полезны для молодых музыкантов

На I туре многие ребята делали смелые вещи и стилистические и артистические, - что-то работало, а что-то нет, но я восхищался их смелостью. Конкурсанты могли свободно выбирать программу для предварительного отбора.

И тут интересное наблюдение - репертуар выступления говорил уже о многом: что за музыкант, какое у него чутье; понимает ли он, как воспринимаются его идеи жюри и публикой. Скажу так, выбор некоторых был "не очень" умным. А кто-то принял зрелое решение и показал себя в разных жанрах и стилях.

На II тур прошли хорошие ребята. Мой разговор с не прошедшими участниками будет чисто деловой, профессиональный. Я выскажу свое мнение по поводу игры тактично и мягко; что-то предложу, какие-то идеи. Бывает так, что некоторые участники так расстроены, что не хотят ничего обсуждать. Мне кажется, что те, кто придут, у них есть будущее.

Классика