Валерия Гай Германика, в свою очередь, отвергает все претензии продюсера и подозревает его в нечестной игре с бюджетом фильма, которая якобы стала истинной причиной ее вынужденного ухода с проекта. Спор между режиссером и продюсером будет решать суд - Германика хочет признать свое отстранение от съемок незаконным. Заседание суда назначено на 1 июля. Тем временем "РГ" поговорила с фигурантами этой истории.
Версия Сигле
"Наверное, как продюсер я не смог справиться с этой великой индивидуальностью и поступил излишне жестко, что не делает чести ни мне, ни ей, - разводит руками Андрей Сигле. - Но иного выхода не было - мы должны были сделать эту картину в тот срок, который определило Министерство культуры. Государство выделяет нам деньги, и мы должны соблюдать сроки и вписываться в существующий бюджет".
Надо пояснить: "Ночник" получил 30 миллионов рублей бюджетных денег как авторское и экспериментальное кино. Германика сама ходила на питчинг в Минкультуры, чтобы на ее проект выделили эти средства. Еще 12 миллионов рублей в него должна была вложить компания Сигле "Пролайн Медиа". После того, как деньги были получены, начался подготовительный процесс.
"На этом этапе Валерия работала над картиной - у нее была своя команда, под ее началом работал художник Иванов, - продолжает Сигле. - Но когда пришла пора снимать, все вдруг застопорилось. Германика не могла приступить к съемкам более года. Постоянно какие-то другие дела, другие съемки. Она будто боялась приступать к работе над этой картиной. У творческих людей такое бывает. Я работал с режиссерами по-настоящему большими - Сокуровым, Лопушанским - и никто не вел себя так. "Я в этом вашем ужасном городе снимать не буду", - говорила она про Санкт-Петербург. Перенесли съемки из Петербурга в Москву. Машины - бизнес-класса, питание - в дорогих ресторанах. Но съемки все равно не начинались".
Что же теперь? "Ночник" снят, съемочным процессом руководила Ольга Субботина, - рассказывает продюсер. - Мне кажется, сама Валерия не очень понимает, чего добивается. Восстановить себя в должности режиссера на картине, которая уже снята и на которой она уже отказывалась работать - это странно как минимум. Снять ее фамилию с титров "Ночника"? Но она выполнила определенный объем работы и чисто формально она является сорежиссером этой картины. Мы даже не стали предлагать "Ночник" на "Кинотавр", чтобы избежать дополнительных скандалов. Жаль, что говорить приходится не о фильме, а о судебных дрязгах".
Версия Германики
С продюсером режиссер не согласна категорически и обвиняет его, не стесняясь в выражениях.
"Информация о том, что я переносила даты съемок и никак не могла начать снимать, не соответствует действительности, - заявила она в интервью "РГ". - Я не один месяц добивалась от "Пролайн Медиа" подписания календарно-постановочного плана и сметы расходов на производство фильма. И если календарный план через полгода наконец был подписан, то смету так и не подписали. В представленном мне проекте сметы значились крупные суммы, как уже понесенные расходы, которых в действительности не было, зарплаты генерального продюсера и вознаграждения самой "Пролайн медиа" составляли более 20 процентов сметы. При этом представители "Пролайн Медиа" требовали от меня сокращения сценария, количества съемочных дней, а значит - и утвержденного Министерством культуры бюджета фильма… Потом от меня стали требовать подписать дополнительное соглашение к договору со мной как режиссером-постановщиком фильма, в соответствии с которым я должна была отказаться практически от всех прав, мой гонорар был бы снижен, а "Пролайн медиа" получила бы право расторгнуть договор в одностороннем порядке без каких-либо оснований…"
Германика уверена, что истинной причиной ее отстранения от съемок "Ночника" стало нежелание Сигле выполнять свою часть договора с Минкультом. То есть вкладывать в картину дополнительные 12 миллионов рублей. Она настаивает на том, чтобы из титров снятого Ольгой Субботиной "Ночника" убрали ее имя: "Фильма "Ночник", на который государство выделило большие деньги, на сегодняшний день, к моему сожалению, не существует".
Кстати
Минкультуры в конфликт режиссера и продюсера пока не вмешивается. Суд должен вынести вердикт о том, насколько правомерным было отстранение режиссера от проекта, который получил финансирование как авторский и экспериментальный.
Можно, конечно, задаться вопросом: почему Германика не выносила этот скандал из избы прежде, чем работа над фильмом закончилась, - и у сторон найдутся свои ответы.
Но вот что самое печальное: а фильм-то - хороший? Фильма-то зрители и не видели. И неизвестно еще, когда увидят.