С появлением товарного знака покупатели смогут не беспокоиться о происхождении огурцов, заметив на рынке соответствующее название. А владельцы луховицких огородов получат возможность увеличить продажи, поскольку именно их огурцы всегда идут нарасхват.
Необходимость в регистрации товарного знака возникла из-за того, что в последнее время "луховицкими" стали называть практически любые огурцы на прилавке, сообщил "Российской газете" главный специалист по работе с предприятиями агропромышленного комплекса Луховицкой администрации Александр Лагутин.
"Часто бывает, что наши жители хотят постоять на рынке. Приезжают - а он уже занят, - рассказывает собеседник "РГ". - У продавцов написано - "луховицкий огурец". А на самом деле он из Ростова или других областей. Этот огурец дешевле, но он не такой вкусный. А нашим фермерам в итоге не дают встать, показать, что у них действительно наш, луховицкий огурец. Мы хотим, чтобы это название было только у наших жителей".
Чем же так знаменит этот подмосковный огурец, которому на центральной площади Луховиц открыт единственный в России памятник такому овощу? На нем так и написало: "Огурцу-кормильцу". Главная "фамильная примета" - размер.
"Производители придерживаются неформальных стандартов, - рассказывает Лагутин. - Его длина - 7-9 сантиметров. Кожица у огурца относительно светлая, она должна быть мягкой, не твердой. Плод должен быть без пустот, хотя у некоторых сортов они допускаются. В любом случае огурец должен быть плотным, хрустящим, с ярко выраженным характерным огуречным запахом без посторонних примесей. Зерна должны быть крупными". Если сравнить луховицкий огурец с ростовским, у последних больше длина и темнее цвет. Кроме того, они имеют твердую кожицу, которая позволяет транспортировать огурцы на большие расстояния, а также заметно менее выраженный запах", - добавляет Лагутин.
Однако луховицкий огурец - вовсе не сорт. Этим брендом будет называться овощ, выращенный на определенной территории. В Луховицком районе местные жители постоянно пробуют новые сорта, популярность которых приходит и уходит от десятилетия к десятилетию.
Это настоящая селекционная работа, только на огородах. Плюс отличает эти огурцы особая технология посева и выращивания. Почву готовят еще с осени, а посев происходит уже в марте, когда еще лежит снег. С точки зрения науки это противоречит всем правилам. Но местные жители используют определенную технологию: семена помещаются в утепленные рассадники, а после пересадки саженцы растут под двойным слоем пленки, в определенным образом смонтированных конструкциях. В итоге первые огурцы появляются в середине мая. При этом, как многие считают, они выгодно отличаются и по виду, и по вкусу от конкурентов из других мест.
Местные жители неплохо зарабатывают в летний период на продаже огурцов. Их выращивание в Луховицком районе поставлено на поток, масштабы вполне промышленные. Рассказывают, что с одного огорода в 20-30 соток за сезон собирают десятки тонн огурцов. С начала сезона сбора урожая по улицам местных деревень на "Газелях" разъезжают предприимчивые торговцы, скупая продукцию и отвозя ее на рынки в город.
Опыт регистрации подобных товарных знаков в России не очень распространен. "Мы вопрос изучали, хотели посмотреть чужой опыт. Из пищевой продукции нашли только алтайский мед и коломенскую пастилу. На их опыт и ориентировались. По овощам таких примеров не нашли", - рассказывает Александр Лагутин.
Есть еще вологодское масло и останкинское молоко, добавляет гендиректор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. По ее словам, бренды, основанные на региональном происхождении товара, составляют около 5 процентов из всего ассортимента продуктов питания, производимых в России. Есть примеры и в производстве овощей. Например, известностью пользуются дмитровские хозяйства. Есть несколько знаменитых хозяйств под Москвой, бывших колхозов.
"Правда, бывают не очень красивые истории. Так, одно из подмосковных хозяйств в свое время завоевало большую популярность. Люди приходили на рынок, спрашивали местные огурцы и помидоры. А потом выяснилось, что непосредственно под Москвой уже ничего не производится, все продукты импортные", - вспоминает Тюрина.
Так что наличие товарного знака у овощной продукции она считает не слишком очевидным плюсом для покупателя. В конце концов между овощами одного вида вряд ли будут принципиальные отличия, считает она. "Мне кажется, для любого покупателя в первую очередь важно, чтобы плодоовощная продукция была свежая. Происхождение тут отходит на второй план", - говорит собеседница "РГ". Хотя признает, что на рынке сейчас появляется все больше брендированной продукции этой категории. Хотя дело это хлопотное, хоть и стоит того.
Свою заявку на получение заключения от минсельхоза руководство Луховицкого района направило в ведомство 18 июня, рассказал Александр Лагутин. Теперь в течение месяца в министерстве будут решать, можно ли считать луховицкие огурцы особенными.
Это один из решающих шагов на долгом пути регистрации подобного товарного знака в России, заметил собеседник "РГ". До этого пришлось проделать огромную работу. Например, получить в Роспотребнадзоре подтверждение, что в местной продукции не содержится вредных веществ. Или делать анализ почвы, который показал, что местная земля по условиям для выращивания огурцов близка к идеалу. Кроме того, в минсельхоз отправились многочисленные материалы со ссылками на разные источники, в которых доказывается, что у луховицких огурцов есть история и широкая известность.
После одобрения минсельхозом местным властям останется проделать схожую работу с Роспатентом, который и регистрирует товарный знак.
Цены на огурцы сейчас достигли низшей точки в своей годовой динамике, сообщили "РГ" в Институте аграрного маркетинга.
Килограмм огурцов, в зависимости от ценовой категории, стоит от 25 рублей (низший ценовой сегмент, вразвес) до 60-130 рублей (упакованные огурцы).
Низкий уровень цен будет держаться весь период, пока будет идти урожай огурцов, выращиваемых в открытом грунте, - с июня по сентябрь-октябрь. С ноября на российские прилавки опять придет импорт - более половины всех огурцов, - и цены снова взлетят в несколько раз.
Автор:Инфографика РГ/Леонид Кулешов/Василий Миронов