Концепция развития производства и использования ГМТ в России до 2030 года предусматривает, что количество АГНКС к этому сроку вырастет на 1,2 тысячи, их мощности достигнут 25 миллиардов кубометров, появятся 1,1 миллиона новых газобаллонных автомобилей. К 2030 году в России на газ планируется перевести половину парка общественного транспорта и коммунальной техники, треть - грузового, 10 процентов - личного транспорта, 20 процентов - сельхозтехники и 2 процента - тягового железнодорожного подвижного состава. Производство КПГ к 2030 году может вырасти в 11-12 раз.
Так ли ГМТ экологично, как принято считать? "Специалисты "Газпрома" утверждают, что по суммарной экологической опасности газовые топлива в сто раз предпочтительнее бензина и дизельного топлива. Основной экологический эффект получаем в результате снижения содержания в выхлопных газах бенз(а)пирена - высокотоксичного канцерогена, коэффициент экологической опасности которого в 5 миллионов раз выше, чем у угарного газа, - говорит Руслан Зиатдинов, директор по продажам газобаллонной автотехники Торгово-финансовой компании "КАМАЗ". - В Москве благодаря переходу на топливо Евро-4 планируется уменьшить количество в воздухе частиц на 9, а бенз(а)пирена на 22 процента. А переход на природный газ гарантирует снижение этих выбросов от 3 до 16 раз. Кроме этого, при использовании природного газа как моторного топлива существенно ниже (треть) удельные выбросы углекислого газа, который создает парниковый эффект".
Сегодня мы находимся на первом этапе становления газомоторного рынка в стране, в регионах увеличивается количество пассажирского автотранспорта и спецтехники для ЖКХ, загружаются работой имеющиеся 260 газозаправок, открыты проекты по строительству 50 новых.
Основная причина перехода на метан в качестве моторного топлива - это экономика. "В стоимости российских товарах около 20 процентов составляют транспортные расходы. В тарифе автотранспорта - треть затраты на топливо. Природный газ дешевле солярки втрое, следовательно, автотранспортные расходы за счет природного газа можно снизить на 20 процентов. В российских товарах это может дать снижение транспортных расходов с 20 до 16 процентов - больше половины целевого уменьшения по Транспортной стратегии до 2030 г. (с 20 до 13 процентов)", - говорит Зиатдинов.
По мнению Алексея Растунова, члена правления, заместителя генерального директора по вопросам развития АКГ "Деловой профиль" (GGI), структурная перестройка автомобильной и нефтегазовой промышленности, способствующая внедрению и популяризации ГМТ, потребует около 4-5 лет, но эффект будет достигнут лишь в условиях комплексной государственной поддержки программы.
Основная проблема для массового развития отрасли и перехода автотранспорта на метан - это нехватка заправок по стране. Когда в городе Набережные Челны работает всего одна заправка, а заправляться метаном приходится каждый день, так как пробег метановых автомобилей в 5 раз меньше по сравнению с бензиновыми или дизельными аналогами, это создает основное неудобство при пользовании такими машинами.
Вторая проблема - высокая стоимость газобаллонного оборудования, так как в нем используются импортные комплектующие. Необходима организация производства внутри страны, но так как объемы маленькие, это пока нерентабельно. Третья - ограниченное количество сервисных организаций, готовых обслуживать автомобили на метане в регионах.
"На мой взгляд, основная проблема отрасли - неочевидная экономическая выгода, как ни странно это звучит. До сих пор нет четкой методики расчетов этой выгоды, и непонятно, как ее получить. Как только выгода станет очевидной, в нее устремятся и бизнес, и идеи, и технологии. Тогда отрасль совершит рывок в своем развитии. Считаю, что вмешательство государства может стимулировать этот рывок", - говорит Илья Ивахин, ведущий аналитик "Центра энергетической экспертизы".
По мнению экспертов, сложнее всего перевести на ГМТ будет авиатранспорт. "Растет масса самолетов, снижается пассажировместимость или дальность полета, трудно разместить баки, проблемы балансировки, длительная сертификация. Вероятно, нужен изначально газовый планер. Но отдельные проекты уже появляются. А в море и на железной дороге "газоходы" уже есть", - говорит Руслан Зиатдинов.
В краткосрочной перспективе массово перевести на ГМТ вряд ли получится личный автотранспорт. "Вместе с тем, ожидается, что инфраструктура газомоторного рынка будет динамично развиваться, и вполне вероятно, что на каком-то этапе личный автотранспорт, как наиболее массовый сегмент, может стать драйвером роста рынка, - считает Николай Симонян, генеральный директор "Агентства Прямых Инвестиций". - Факторы, сдерживающие перевод на газомоторное топливо, есть в сегментах речного транспорта, карьерной и сельскохозяйственной техники. Там в ближайшей перспективе можно будет ожидать не массового перевода техники на газомоторное топливо, а точечной реализации отдельных пилотных проектов, успешное претворение которых позволит значительно расширить масштабы перевода техники в этих сегментах на газомоторное топливо".