23.06.2015 00:43
Экономика

Минэкономразвития: Лишь 6 процентов госзакупок исполняются прозрачно

Минэкономразвития рассмотрит жалобы на систему госзакупок
Текст:  Юлия Воронина
Российская Бизнес-газета - Бизнес и власть: №24 (1003)
Минэкономразвития разработает блок поправок в закон N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Об этом заявил директор департамента развития контрактной системы минэкономразвития Максим Чемерисов на Всероссийском форуме заказчиков и поставщиков "Стратегия 2015-2016".
Читать на сайте RG.RU

"Практика применения закона о закупках госкомпаниями и монополиями говорит о том, что его нужно менять, - отметил он. - Негативные тенденции в системе закупок отдельных видов юридических лиц в этом году усилились. В прошлом году доля закупок у единственного поставщика составляла 40%. Также высокой была доля закупок так называемыми иными способами, которые в большинстве случаев являются замаскированными единственным поставщиком - 43%. То есть общий объем закупок, который осуществляется либо неконкурентными способами, либо малоконкурентными способами, в прошлом году составил 80-83%. В этом году ситуация усугубилась. Общий объем закупок у единственного поставщика по закону 223-ФЗ составляет примерно 48%, объем закупок иными способами - 46%. То есть всего 6% госконтрактов в России исполняются по понятным и прозрачным правилам".

Банкиры озаботились частым подорожанием стоимости госконтрактов

Именно по этой причине в ближайшее время ведомство будет прорабатывать поправки в закон. "Нужно найти баланс между свободой гражданско-правовых отношений, которая должна сохраниться в 223-ФЗ, и регуляторными функциями государства. Он должен обеспечивать прозрачность закупок, а не только регулировать процедуры, - считает Чемерисов. - Поэтому мы хотим, чтобы участники рынка составили топ-10 проблем в сфере закупок. Самые частые жалобы мы рассмотрим и разработаем соответствующие поправки до конца года".

Между тем работа закона 44-ФЗ о контрактной системе в сфере госзакупок и муниципальных закупок, по наблюдениям экспертов, наоборот, привела к экономии средств консолидированного бюджета РФ. Общий объем экономии от применения 44-ФЗ, по оценке минэкономразвития, составил в 2014 году 891 млрд рублей. Это разница между суммарной начальной максимальной ценой контрактов и ценой фактически заключенных контрактов. Экономия госсредств составила примерно 15%. В 2013 году экономия составляла 7% от начальной цены.

"Текущее законодательство приносит пользу. В прошлом году было заключено 915 тысяч контрактов на общую сумму 783 млрд рублей. Без современного регулирования эти суммы ушли бы иностранным поставщикам, сейчас - остались у отечественного производителя, - констатировал Чемерисов. - Кроме того, у нас есть успехи в поддержке малого бизнеса при госзакупках. Объем поддержки малого бизнеса в субподряде вырос практически в 2 раза. В ряде субъектов РФ губернаторы приняли решение добровольно увеличить квоту закупок малого бизнеса с 15 до 20%. Это один из наиболее эффективных инструментов поддержки МСБ.

По наблюдениям главы комиссии Общественной палаты по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимира Слепака, нерешенными остаются проблемы, связанные с репутацией поставщиков. В соответствии с процедурой заказчик выбирает тот набор критериев, по которым он будет оценивать поставщика, и ранжирует эти параметры в зависимости от важности, присваивая им повышающий или понижающий коэффициент. "Эта система коэффициентов вызывает вопросы. Любой добросовестный бизнес имеет два главных критерия - платит налоги и не имеет конфликтов с потребителем, - считает Слепак. - При этом система коэффициентов совершенно неэффективна. При объявлении аукциона для малого бизнеса почему-то цена госконтракта увеличивается. Или, например, на поставку краски для дорожной разметки у нас выделяется всего два дня. Это вызов здравому смыслу и законности. Социально ориентированные предприниматели должны иметь льготы при госзакупках. Это более эффективный формат отбора, чем абстрактные коэффициенты".

Расходы на ЧМ-2018 сократили на 30 миллиардов рублей

Чтобы избежать проблем, эксперты призывают усилить контроль общественных институтов. "Нужно вводить ответственность за достоверность информации о госзакупках и раскрытие бенефициаров. До сих пор большая часть денег при заключении госконтрактов уходит в офшоры, - констатировал Владимир Слепак. - Неприемлемо просто наблюдать за ситуацией. Нужно усилить госрегулирование. Минэкономразвития должно поднять вопрос о процедуре лицензирования электронных торговых площадок. Это усилит их ответственность и сделает систему более эффективной и прозрачной".

В условиях непростой экономической ситуации участие в госзакупках чрезвычайно важно для малого бизнеса

В условиях непростой экономической ситуации участие в госзакупках чрезвычайно важно для малого бизнеса. "Введение санкций и кризисные явления в экономике России стали дополнительным катализатором расширения участия малого бизнеса в госзакупках. Госзаказ на всех уровнях власти стал одной из приоритетных мер поддержки предпринимательского сектора. Но, несмотря на благоприятные тенденции, в сфере госзакупок для малого бизнеса остались нерешенные вопросы, - отметила начальник отдела Центра деятельности по госзаказу ГБУ "Малый бизнес Москвы" Ульяна Логвинова. - Малые предприниматели с точки зрения бизнес-процесса готовы участвовать в госзакупках. Об этом свидетельствует статистика: менее 0,5% неисполнения от общего объема госзаказа, а вот организационно и финансово - нет". Для решения этой задачи эксперт предложила проработать вопрос по финансовой поддержке участия в госзакупках, организовать систему мониторинга размещения заказов у субъектов малого бизнеса

Бизнес Малый бизнес Минэкономразвития