23.06.2015 20:55
Власть

Федор Лукьянов: Россия должна воспользоваться разбродом в ЕС

Текст:  Федор Лукьянов (председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике)
Российская газета - Федеральный выпуск: №135 (6706)
Одним из наиболее ярких моментов Петербургского международного экономического форума, который состоялся в конце прошлой недели, стало появление на сцене пленарного заседания, сразу после выступления президента России, премьер-министра Греции Алексиса Ципраса. В то время как политики и комментаторы по всему миру считали часы, оставшиеся до судьбоносного, как считалось, экстренного саммита Евросоюза по греческой проблеме, виновник торжества со сцены главного российского форума сообщал, что Европе пора понять: она больше не пуп Земли.
Читать на сайте RG.RU

Журналисты в кулуарах стали спрашивать пробегавших ньюсмейкеров, значит ли это, что Кремль решил поддержать тонущие Афины и вбить тем самым осиновый кол в единство ЕС. Один из этих самых ньюсмейкеров не мог сдержать широкой улыбки: Ципрас, говорящий на российской площадке от имени единой Европы, - вот это всем троллингам троллинг...

Алексис Ципрас: ЕС должен принять изменившийся мир и новые вызовы

Греки - основоположники обоих главных жанров драматургии: и трагедии, и комедии. Долговая эпопея Афин - смесь и того, и другого, трудно даже понять, чего больше. Сама проблема - рукотворная от начала до конца. Сначала европейские гранды решили сделать вид, что верят, будто Греция соответствует жестким критериям участия в зоне евро. Зачем? Афины буквально ломились в двери, настаивая на том, что без них, колыбели демократии и европейской цивилизации, "народ не полный". Потом сами крупные страны - прежде всего Германия и Франция - начали нарушать ими же установленные нормативы по величине госдолга, так что наказывать греков за уже подтвержденную фальсификацию отчетности стало как-то не с руки.

Когда в 2010 году рванула долговая проблема - сначала в Греции, затем в ряде слабых стран в основном юга Европы, их всех начали "трамбовать" на жесткие меры экономии. Каждый следующий саммит ЕС объявлял о том, что вопрос решен, незадачливые государства вышли на торную дорогу оздоровления. Скептически настроенных специалистов становилось все больше, но европейские политики решительно отказывались рассматривать иные варианты, кроме затягивания поясов безалаберных наций в обмен на финансовую помощь по обслуживанию накопленного ими долга. Где-то это давало эффект либо создавало такое впечатление, однако Греция как наиболее запущенный случай провоцировала все новые кризисы, пока, наконец, не случилось неизбежное - на выборах в январе этого года победила партия, принципиально настроенная на пересмотр предыдущих договоренностей как фатальных для развития.

Дальше началась игра нервов по принципу "кто первый моргнет", в которой обе стороны блефовали. На этой неделе, кажется, впервые перешли к реальному торгу по условиям продления помощи кредиторов, так что перспектива дефолта Греции в конце этого месяца отодвинулась. Впрочем, принципиально ничего не изменилось - опыт пяти лет урегулирования долгового провала наглядно доказывает, что следующий клинч случится через несколько месяцев, максимум год. Это если в греческой внутренней ситуации не произойдет каких-то новых резких поворотов. Правда, не Грецией единой жив европейский кризис - осенью выборы в Испании, где на победу рассчитывает местный вариант греческой СИРИЗЫ - движение "Подемос", которое уже победило на выборах мэров Мадрида и Барселоны.

Рано или поздно греческий сюжет послужит отправной точкой для фундаментальной трансформации самой модели европейской интеграции
Кремль: Россия неизбежно ответит на арест активов за рубежом

На Валдайской сессии Петербургского форума бывший президент Чехии Вацлав Клаус, откликаясь на дискуссию о необходимости отменить санкции как совершенно неразумный политический инструмент, сказал, что в силу разума политиков не верит. Ввели же европейцы евро... Клаус известен прямотой и неортодоксальностью взглядов, однако если раньше его евроскептицизм считался аномалией, то сейчас движется в сторону нормы. Рано или поздно греческий сюжет послужит отправной точкой для фундаментальной трансформации самой модели европейской интеграции, ведь то, что происходит сегодня, - просто латание расползающихся дыр. Когда-то придется заняться тем, чтобы соткать новую ткань.

Греция нежданно-негаданно оказалась элементом выяснения отношений России и Запада. Брюссель и другие столицы подозревают Москву в желании расколоть ЕС, "подманивая" Афины. США встревожились, что рост влияния России ослабит юго-восточный фланг НАТО - Греция давний член альянса. В "старые добрые" времена противостояния коммунизма и капитализма леваки из СИРИЗЫ к власти не пришли бы, а если бы вдруг это случилось - долго они там не удержались бы. Совокупной мощи Запада и особенно Соединенных Штатов хватало, чтобы поддерживать идеологическую дисциплину. Сейчас все изменилось, и хотя по многим внешним признакам вернулась холодная война, ее содержание будет совсем другим. И единство "лагерей" попросту уже недостижимо.

России не надо упускать возможностей, которые предоставляет разброд в ЕС, но и обольщаться не стоит

России не надо упускать возможностей, которые предоставляет разброд в ЕС, но и обольщаться не стоит. Какие бы страсти ни кипели, Греция будет стремиться договориться с кредиторами и остаться в той орбите, к которой привыкла. Тем более что Россия, объективно говоря, другой орбиты и не предлагает. Возможно, она появится по мере переплетения проектов евразийской интеграции и китайского пояса Шелкового пути, который устремляется как раз на юг Европы. Но это туманное будущее. И пока не прояснится, куда выплывают сами Афины в результате очередного витка барахтаний, делать ставку на Грецию бесполезно.

Внешняя политика Европейский союз