"В истории России уже были периоды, когда наша экономика так же в значительной мере зависела от углеводородов, а цены на нефть были очень низкими. В том же 1998 году они падали до 9 долларов за баррель. Это снижение вполне сопоставимо с нынешним учетом изменившейся покупательной способности доллара и ряда других экономических показателей и факторов. При этом разные санкции были и в те времена. Но чтобы сложился такой негативный мультипликатор, когда они действуют одновременно и усиливают влияние друг друга, - такого не было никогда", - заявил глава кабмина Дмитрий Медведев.
Впрочем, на момент воздействия неблагоприятных внешнеэкономических факторов российский ТЭК определенным образом уже "закалили" шоки догоняющего развития. Как отметил президент Союза нефтегазопромышленников (СНП) Геннадий Шмаль, в нефтегазовой отрасли сложился целый ряд негативных трендов: "Большой износ и старение основных фондов, массовый выход из эксплуатации мощностей и острый дефицит инвестиций приводят к отставанию с внедрением в производство новых технологических процессов, современного высокопроизводительного и надежного оборудования".
Необходимость в модернизации отрасли продиктована и нынешним состоянием ресурсной базы. На сегодня общий объем запасов нефти в стране составляет 29 миллиардов тонн, газа - 69 триллионов кубометров. Практически все они уже распределены по добывающим мощностям. По расчетам Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, активных запасов, тех, которые можно отбирать стандартным методом добычи, хватит на 6-8 лет. А трудноизвлекаемых, которые сегодня стоят на балансе и требуют применения капиталоемких технологий, хватит на 15-20 лет.
По экспертным оценкам, выработанность месторождений, обеспечивающих нефтедобычу в стране, крайне высока. В европейской части она достигает 70 процентов, похожая картина в Западной Сибири, где более 150 самых важных нефтяных месторождений находятся в стадии падающей добычи. Среди них такие гиганты, как Самотлор, Мамонтовское, Федоровское и др. В то же время огромные ресурсы шельфа пока изучены недостаточно, и не исключено, что запасов там может оказаться меньше заявленных. В целом дефицит прироста запасов нефти в России по отношению к добыче достиг более 1,2 миллиарда тонн, а объем текущих извлекаемых запасов на одно месторождение сократился за последние 15 лет почти вдвое - с 11 миллионов тонн до примерно 6 миллионов.
Существенные коррективы могло бы внести более пристальное изучение сухопутной части страны в районе Сибири и Дальнего Востока, ведь она исследована менее, чем наполовину. Но для этого необходимо в корне менять ситуацию в геологоразведке. "Геологоразведка выполняется примерно на 0,5 процента от расходной части федерального бюджета, остальное - за счет недропользователей. Поэтому, начиная с 1990-х годовая добыча в России не компенсируется приростом запасов, а средняя их восполняемость не превышает 85 процентов. Объем разведочного бурения за эти годы сократился в шесть раз. Чтобы поддерживать достигнутый уровень добычи, требуется ежегодное хотя бы двукратное приращение запасов", - считает первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Иван Никитчук.
Но беда не только в недостатке внимания к финансированию геологоразведочных работ, а в отсутствии капиталоемких технологий, например, в сфере повышения нефтеизвлечения. "Работать в этом направлении компании не очень хотят, потому что это чревато дополнительными затратами. В итоге в последние годы в России резко падает коэффициент нефтеизвлечения. Пытаются объяснять это усложнением горно-геологических условий. Но в США они тоже усложняются, однако там коэффициент нефтеизвлечения растет", - подчеркивает Иван Никитчук. В значительной мере наболевшие проблемы в стратегической отрасли вполне возможно разрешить с небольшими затратами, внедряя инновационные разработки малых и средних предприятий, которые во всем мире традиционно являются лидерами инновационного процесса.
Однако как отметил Геннадий Шмаль, у нас в стране по-прежнему законодательно не определен статус малого и среднего предпринимательства. "Сегодня пока ни в одном законе или подзаконных актов, регламентирующих деятельность нефтяного комплекса, специфика малого бизнеса не учтена. Наш Союз вместе с ассоциацией малых предприятий нефтегазового комплекса уже давно бьется за безотлагательное решение этого вопроса", - напомнил он. Между тем разработки малого и среднего предпринимательства востребованы отраслью. Так, "Газпром" при строительстве газопровода "Сила Сибири" планирует применять систему радиомониторинга нефтяных и газовых труб, разработанную малым инновационным предприятием Томского политехнического университета "ЭлектроХимЗащита". Разработка не имеет аналогов не только в России, но и во всем мире. Похожая система есть только в США, но она основана на более затратном методе применения.
Развитие малого и среднего предпринимательства в нефтегазовой сфере - один из путей структурного изменения экономики на пути повышения ее эффективности в целом, причем, в интересах всего населения страны. Как рассказал главный аналитик Форума "ТЭК России в XXI веке" Александр Епишов, сегодня в развитых странах происходит процесс "социализации" экономики. "Он проявляется в переориентации производства на решение социальных вопросов, смягчение дифференциации в обществе. Такой баланс интересов различных групп населения по поводу распределения общественного продукта, установления размеров минимальной заработной платы, социальных выплат, повышает социальную устойчивость, способствует росту инвестиций и ускорению экономического развития. Для обеспечения устойчивого движения вперед нам необходимо выстроить эффективное партнерство и консолидацию усилий бизнеса, общества и государства", - уверен он.
Вопросы координации производственного (нефтяного, газового, машиностроительного) и инвестиционного комплексов с учетом компетенций "человеческого фактора" выходят сегодня на первый план. Это относится к опережающему освоению новых нефтегазовых провинций, созданию региональной социальной и производственной инфраструктуры, разработке нормативно-технической документации, определению правил предпринимательской этики. Такое обновление институциональной среды, безусловно, призвано активизировать заявленный переход к ресурсно-инновационной модели развития российского ТЭКа.