На скамье подсудимых четверо жителей Приморья - Глеб Клоков, Владимир Бобров, Илья Бузин и Василий Стасив. По версии следствия, мозговым центром "операции" стали Клоков (к слову, экс-депутат думы Владивостока) и Бобров, в 2011 году создавшие компанию в офшоре на Британских Виргинских островах. Под ее прикрытием они приобрели право использования морского судна "SS ROSS", которое зарегистрировали под "удобным" флагом в государстве Тувалу. Набрали экипаж и привлекли своих знакомых - Бузина и Стасива. Первый стал капитаном "SS ROSS", второй - матросом. Обоим отводилась особая роль - они должны были контролировать поведение членов экипажа, заставлять их работать и пресекать любые попытки отстоять свои права.
Моряки же попали в настоящее рабство - для начала у них отобрали документы, затем заставили работать бесплатно. На судне, которое плавало в Индийском океане, то есть в жарком субтропическом климате, не хватало еды. Пресную воду выдавали по расписанию, в каютах не было ни вентиляторов, ни кондиционеров. Моряки рассказывали, что даже ночью температура доходила до 36 градусов по Цельсию.
Недовольных избивали. Членов экипажа, сумевших вопреки запретам обратиться в Международный профсоюз моряков и сообщить о рабских условиях труда, сразу же списывали. А один из протестующих, Эдуард Бордаченко, как утверждают его товарищи, просто исчез где-то посреди океана.
В августе 2011 года на борту "SS ROSS" умер токарь Геннадий Краевой. Он получил серьезные травмы, но ему не только не оказали помощь, но и заставили нести вахту. Через несколько дней моряк скончался.
Тогда в прокуратуру обратилась его жена, а через некоторое время - четвертый механик сухогруза "SS Veles" (порт приписки Фунафути, флаг - Тувалу) Евгений Драгоненко, которому удалось бежать с судна.
На "SS Veles" Клоков и Бобров организовали работу по привычной схеме. Моряков с этого судна, застрявшего в филиппинском порту, пришлось возвращать домой властям Приморского края за счет бюджетных средств. Тогда же были взяты под стражу "рабовладельцы".
Дело расследовали больше двух лет, непростым, судя по всему, будет и судебный процесс. Предварительное заседание, назначенное на 5 июня, перенесено на 22 июля после того как защита заявила ряд ходатайств. За это время прокуратуре предстоит подготовить заключения на них.
Как подчеркивает председатель дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков (РПСМ) Николай Суханов, случай этот далеко не единичный.
Один из последних примеров - задержание в первых числах июня капитаном морского порта Владивосток камбоджийского судна "Bella", укомплектованного российским экипажем. Судовладелец задолжал 12 морякам около 50 тысяч долларов. Через два дня арест сняли: работодатель, испуганный перспективой потери прибыли, рассчитался.
- Примерно 80 процентов из 70 тысяч российских моряков работают на судах, владельцы которых заключили договоры с профсоюзом. В этих случаях проблем, как правило, не бывает. Остальные 20 процентов не имеют коллективных договоров. Чаще всего бывает так: предприниматели покупают два-три судна, которые списывают крупные судоходные компании, поднимают на них "удобный" флаг и нанимают моряков без трудовых контрактов, обещая зарплату на словах. Проходит несколько месяцев, и моряк понимает, что его обманули - он работает в ужасных условиях, не получая денег, - рассказывает Николай Суханов.
По его словам, в последнее время суда стали менять "удобные" флаги на российский. Казалось бы, хорошо, работодатели должны исполнять российские законы. Но ... Экипажу предлагают подписать контракты, где стоит минимальная сумма. Недавно в профсоюз обратился моряк, рассказавший, что за полгода работы он получил чуть больше 40 тысяч. Оказалось, что в его контракте указана ежемесячная зарплата в семь тысяч рублей. Остальное обещали платить в валюте, но денег он так и не увидел. В таких случаях на сторону моряков не встанет ни один суд.
За 20 лет с помощью РПСМ морякам вернули около 16 миллионов долларов долгов по зарплате, из них за минувшие пять лет - около семи миллионов. Более 60 судов были задержаны в портах после процессов, которые выиграли профсоюзы.
- По "SS ROSS" и "SS Veles" мы тоже неоднократно подавали исковые заявления, но эти суда старались не заходить в российские порты, - вспоминает Суханов.
Кстати, бороться с недобросовестными нанимателями сейчас стало проще благодаря сводной Конвенции о труде в морском судоходстве, к которой Россия присоединилась в 2013 году. Документ объединил 70 актов Международной организации труда о трудовых отношениях. Согласно ему капитан порта имеет право задерживать плавсредство, где зафиксировано нарушение, без суда и независимо от того, какой флаг на нем поднят.
Как считают эксперты, властям стоит обращать больше внимания на "удобные" флаги, благо, нормативных документов для этого достаточно. Так, экипажи не должны работать без трудовых договоров, соответствующих международным требованиям. В России типовой контракт был утвержден минюстом в этом году. Теперь все договоры надо будет приводить в соответствие с ним, и это станет еще одним шагом к цивилизованному найму моряков.
Кстати
В Федеральном агентстве по рыболовству обсуждают возможность наделения ведомства новыми полномочиями. Они касаются госконтроля над обеспечением безопасности добывающего флота в море. Проблема стала особенно актуальной после гибели траулера "Дальний Восток". Сейчас проводить такие проверки ведомство не может, оно только обеспечивает дежурство спасателей в открытом море, районах промысла и пунктах базирования рыбацких судов.