"Мы будем жестко пресекать любые формы национального радикализма, с какой бы стороны они ни исходили", - заявил Нурсултан Назарбаев на очередной сессии Ассамблеи народа Казахстана (АНК). Заявил почти сразу после того как, досрочно избранный на президентский пост, он вступил в должность. По словам президента, у народа Казахстана уже выработан определенный иммунитет к радикальным призывам и провокациям. Но АНК "должна всегда держать руку на пульсе общества, совместно с соответствующими государственными органами принимать превентивные меры". Президент Казахстана сказал, что нужны специальная программа для участия ассамблеи в реализации внутренней политики государства, мобилизации всех этносов на решение общегосударственных задач.
На днях я вернулся из Казахстана. Проехал по некоторым районам Павлодарской области. Среди вопросов, меня особенно интересовавших, был и такой: много ли желающих уехать отсюда в Россию? Речь, понятное дело, шла о представителях населения, которые не являются "титульной нацией". Ведь прошло девять лет с тех пор, как вступила в действие программа государственной поддержки соотечественников, желающих переселиться в Россию. Им был предложен бесплатный проезд к новому месту жительства, подъемные, пособия, работа и жилье. Казалось, что Россию накроет волна переселенцев. Но этого не произошло. Хотя в консульский отдел российского посольства в Казахстане нет-нет да приходят письма: "Прошу ходатайствовать о предоставлении мне и членам моей семьи статуса вынужденного переселенца. Мы русские. Я специалист с двумя дипломами, вынуждена ехать в Россию в поисках работы. Из школы N 14, куда я устроилась учителем русского языка, я была уволена из-за сокращения уроков по моему предмету...".
В правдивое повествование павлодарцев, ищущих прибежища в России, для густоты картины нередко вплетается и отчаянный вымысел: "Совсем мало осталось газет на русском языке, по телевизору - только республиканские передачи..." В областном акимате (администрации) мне дали официальную справку: из 38 периодических изданий, выходящих здесь, 27 печатаются на русском языке разовым тиражом в 260 тысяч экземпляров. Еще 6 издаются одновременно на русском и казахском. Исключительно на казахском публикуются только 4 газеты. Более 80 процентов населения области имеют возможность смотреть передачи российских телеканалов. В конце концов и мои павлодарские собеседники, представители "нетитульной нации", честно признали: "Многие русские у нас спекулируют на национальном вопросе. Чуть что - кричат о дискриминации".
...Село Ольгинка. Центральная усадьба бывшего совхоза (ныне - ТОО) "Маяк". Беседую с местным жителем Виктором Погребняком. Он родился в Ольгинке, окончил астраханскую мореходку, служил на Северном флоте. Теперь как будто бы фермерствует, хотя что такое шесть свиней да две коровы? Самопрокорм. А скудные излишки - либо городским перекупщикам, дающим за молоко и свинину в два раза меньше, чем на рынке, куда невозможно пробиться, либо менять на промтовар. По соседству с Погребняками живет семейство казаха Куата Латыпова. У того - шесть дойных коров и десять лошадей. Все стены в доме увешаны лисьими шкурами - охотничьим промыслом укрепляется приличный по здешним понятиям достаток, когда хватает на еду и еще можно одеться. В "Маяке" двенадцать казахских семей, а русских более ста. По результатам опросов, проведенных в городах Павлодаре, Аксу и ряде сельских районов, межэтнические отношения волнуют здешнее население значительно меньше, чем наличие гарантированной работы, стабильный заработок и социальная обустроенность. Во всяком случае на массовые акции в защиту прав русскоязычного населения Павлодар еще не поднимался и вряд ли поднимется: серьезного повода к этому нет. Кому же невмоготу, тот без шума и демонстраций продает квартиру, собирает вещи и просто уезжает отсюда. Чаще - в Россию и Германию.
По тем же опросам, 28 процентов казахов поддерживают выезд из республики представителей других этносов. Но кто хотел бы видеть Казахстан моноэтническим государством, тот весьма нерасчетлив. Казахи в большинстве своем значительно русифицировались. Сокращение русского населения создаст всеобщий дискомфорт, и казахи его почувствуют как никто другой. Попытки цементировать общество на образах феодального прошлого совершенно бессмысленны. И власти Казахстана это понимают. Нурсултан Назарбаев - реалист, неизменно сторонящийся крайностей. Искусно маневрируя между главными этническими общностями руководимого им государства, он не дает широкого выхода национальному экстремизму. Его умение сдерживать политические порывы национал-радикалов одинаково ценят представители и казахской, и русской оппозиции. И те и другие вынуждены признать: пока Назарбаев у власти, Казахстан гарантирован от глобальных межнациональных конфликтов и уж точно здесь не появится своя "Новороссия".