Если изначально (а митинги начались еще 19 июня) невозможно было выделить лидеров среди недовольных, то сейчас они уже появляются. В частности, в пятницу ближе к вечеру образовалась инициативная группа из трех-четырех человек, которая сформулировала новые требования к правительству Армении. Если раньше митингующие хотели лишь, чтобы власти не увеличивали с первого августа стоимость киловатт-часа, то теперь требуют пересмотреть и тарифы 2014 года в сторону уменьшения, а также - наказать полицейских, участвовавших в разгоне демонстрации водометами в ночь на 23 июня.
Кроме того, на митинге, куда каждый приносит свои плакаты, стали появляться довольно провокационные лозунги, хотя и шуточные. Например - "Настоящего Сержа - в президенты", подразумевая лидера американской рок-группы System of a down Сержа Танкяна, армянина из диаспоры.
Активисты выбрали интересную тактику - как только они видят, что где-то телевизионщики выходят в прямой эфир с репортажем с места событий, тут же выстраиваются за спиной корреспондента со своими плакатами, чтобы попасть в камеру.
Некоторые из присутствующих - в майках с логотипами протестов в разных уголках мира. Например, в Гонконге.
В толпе демонстрантов постоянно циркулируют тревожные слухи. Кто-то, например, слышал, что через 15 минут полиция начнет штурм. Кто-то видел на окраине города несколько автобусов с отборными головорезами из Нагорного Карабаха, привезенных властями для разгона демонстрации.
Вечером на улицу Баграмяна принесли огромный, длиной около 100 метров, флаг Армении. Откуда его взяли - никто толком не знает. Флаг растянули перед рядами полиции, стоящей сомкнутым строем в полном обмундировании, со щитами, в касках, с дубинками. За колонной полицейских - высокие начальники с озабоченными лицами, несколько броневиков и тот самый водомет, что разгонял митингующих - огромная машина с огромным пультом управления в кабине.
Когда собравшиеся начинают скандировать "Хаистан, Хаистан" (так свою страну называют сами армяне), становится неуютно. Грозный рев толпы и свист напоминают о слепой и сокрушающей все на своем пути силе.
Впереди, между толпой и полицейскими, расположены в два ряда те самые знаменитые мусорные баки. На них стоят активисты, дирижирующие собравшимися, несколько добровольцев размахивают трехцветными флагами Армении, а журналисты все это снимают, устроившись на тех же баках. Баки, кстати, скользкие и сделаны из довольно тонкого проминающегося пластика, так что стоять на них небезопасно - в любой момент стенки могут не выдержать нагрузки.
При всем накале страстей, свисте и криках люди на Баграмяна очень доброжелательны. Насчет чистоты сказать сложно, все же несколько тысяч человек не могут не оставить после себя мусор, но видно, что кто-то его аккуратно сметает к бордюрам.
- Речь идет только о требовании к правительству разобраться с тарифами на электроэнергию, - говорит участник митинга по имени Вартан. - Мы не хотим и не допустим майдана. И без России нам очень сложно, туда люди ездят на заработки, а кто нам даст заработать в Европе?
- Вы не боитесь, что вашим манифестациями воспользуются, чтобы устроить тут майдан, - спрашиваю.
- Боимся, - отвечает Вартан. - Но мы правда хотим лишь социальной справедливости и снижения тарифов.
В целом понятно, почему население так охотно поддерживает требования митингующих, а протесты идут не только в столице, но также в Гюмри и в нескольких других городах. В Армении 300 долларов в месяц считается хорошей зарплатой. При этом тут нет центрального отопления, и холодными зимами (температура, бывает, опускается до минус 20) все обогреваются за счет электричества и газа (на него, говорят, тоже собираются повысить цены). В результате на коммунальные платежи может уходить большая часть зарплаты.
Но что хуже, повышение коммунальных платежей или украинский сценарий, по краю которого сейчас ходит Армения?
Пока на улице Баграмяна идет митинг, в других частях города спокойно. На центральной площади Республики включены поющие фонтаны, дар Еревану от Шарля Азнавура, и толпы туристов. Да и на Баграмяна, чем дальше от мусорных баков, тем спокойнее. Подростки играют в футбол, уличные музыканты устраивают концерты.