К фестивалю долго готовились, много его обсуждали. Высказывалось немало сомнений по его поводу. И, не скрою, я сам шел на открытие с долей скепсиса в голове, который, как я понял, разделяли многие мои товарищи из литературного сообщества, из СМИ.
Главное сомнение: не слишком ли пафосное место для проведения книжной ярмарки? Все-таки и ярмарки, потому что на фестивале "Книги России" торговали книгами, не только крупные издательства, но и региональные, больше того - на них-то и предполагалось сделать акцент. Понятно, что Красная площадь давно стала местом не только для парадов и патриотических шоу. Там давно уже проходят разного калибра мероприятия, в том числе и вполне себе увеселительные. Но все-таки Красная площадь - это сегодня такое место, куда приходят отметиться гости столицы, сфотографироваться на фоне Кремлевских стен, Минина и Пожарского, Василия Блаженного и даже, простите, Лобного места, этой нашей московской Голгофы.
Нам так долго трындели о том, что люди перестали читать книги, что возникало сомнение: вот они придут на Красную площадь, придут, чтобы "сфоткаться" на фоне знаковых символов столицы, а там... книги, там дискуссионные площадки... Минин и Пожарский закрыты главной сценой, на которой говорят "об умном", читают стихи или "Войну и мир", а оно им надо? Еще и погода постаралась, чтобы сорвать фестиваль под открытым небом: каждый день шел дождь, с перерывами, но иногда проливной. Впрочем, погода в Москве летом хорошей не бывает: либо дождь и холодно, либо солнце и жарко.
Как подвозить книги к месту, куда практически не подъехать? Где их хранить ночью? Ну и много разных других вопросов.
Люди шли на Красную площадь, невзирая на дождь. И не важно, куда именно они шли: на Красную площадь или на фестиваль. Вероятно, и даже скорее так оно и было, многие из них шли не на фестиваль, а просто на Красную площадь. Очень разумным решением было сделать вход на фестиваль свободным и бесплатным. Никакого преимущества для профессионалов и журналистов. Пока мы проходили извилистую, через ГУМ, аккредитацию на фестиваль, получали красивые именные "бейджики", народ уже заполнял Красную площадь, проходя через рамки металлоискателей, но без всяких очередей и толкотни. За все дни фестиваля я только один раз показал свой шикарный "бейджик", чтобы пройти на главную сцену, где мы выступали с Александром Прохановым, Алексеем Варламовым, Сергеем Шаргуновым и Захаром Прилепиным. На Московской Международной ярмарке, проходящей в сентябре на ВДНХ, я использую его гораздо чаще...
Мне нравится, когда все удается как-то само собой. Фестиваль "Книги России" на Красной площади был задуман как эксперимент, о чем говорил руководитель Роспечати Михаил Сеславинский. И провалом этого эксперимента были бы даже не недостатки организации такого уникального мероприятия (они неизбежны), а провал самой его идеи: провести праздник книги на том месте, где он никогда не проводился. Не парад военной техники, не ослепительное феерическое шоу со знаменитыми певцами и артистами, не масличное гулянье с блинами и медовухой, но книжный фестиваль.
Ежедневные репортажи с фестиваля "Книги России" вы можете читать и смотреть на электронном портале "Год литературы". Я же скажу о главном, что я понял в эти дни на Красной площади.
То, что читать стали мало, еще не говорит о том, что люди не хотят читать. Беда нашего времени заключается в том, что люди сами не знают, чего они хотят. Но факт тот, что люди сегодня за книгами не побегут. Это в советские времена за ними бежали, как за колготками, стояли в очередях, разыгрывали на своих предприятиях талончики на подписку, чтобы получить собрания сочинений и украсить ими стены своих малогабаритных квартир. Сегодня - не побегут. В пяти минутах шаговой доступности от Красной площади находится один из лучших книжных магазинов Москвы с одноименным названием. И там есть все, что душе угодно.
И, кстати, он никогда не пустует. Там нет той странной человеческой пустоты, которую я с удивлением заметил в самом крупном книжном магазине Waterstones в самом центре Лондона на Пикадилли, где на тринадцать километров (!) книжных полок на нескольких этажах с лифтами приходится с десяток посетителей и уж не знаю, сколько покупателей. Но, во-первых, и у нас такая ситуация не за горами, а во-вторых, и у нас за книгами, повторяю, не побегут. Их надо принести в нужное время и место. Создать вокруг них атмосферу. Ощущение праздника. Чувство родственного единства писателей, издателей и читателей.
На Красной площади это было. Не очень люблю это слово, но здесь без него не обойтись. Книжный фестиваль на Красной площади - это круто! Выступать на Красной площади - круто! Видеть, как продаются твои книги на Красной площади - круто! (Книги - все! - продавались там со свистом, люди покупали по три, четыре, пять книг сразу, хотя, может быть, пришли сюда не для этого.) Я думаю, что покупать книги на Красной площади - это тоже круто. И подписывать, и получать автографы. Несмотря на дождь, на выступлениях всех авторов были аншлаги, хотя я предполагаю и даже уверен, что большинство людей пришло не для того, чтобы их послушать. В этом специфика этого мероприятия. Люди приходят на Красную площадь, а попадают на книги. И не уходят. И довольны.
Я требую продолжения банкета.