29.06.2015 11:52
Культура

На конкурсе имени Чайковского начался III тур состязания скрипачей

Текст:  Илья Овчинников
В Концертном зале имени П.И. Чайковского стартовали прослушивания III тура по специальности "Скрипка". В третьем туре соревнуются Павел Милюков (Россия), Александра Конунова (Молдова), Пом Сори Ким (Южная Корея), Клара-Джуми Кан (Германия), Юй-Чень Цзэнь (Тайвань), Гайк Казазян (Россия). Каждый из них должен исполнить Скрипичный концерт Чайковского в авторской редакции плюс один из концертов по выбору: были предложены концерты Бартока (NN 1 или 2), Бетховена, Берга, Брамса, Дворжака, Глазунова, Лало ("Испанская симфония"), Мендельсона, Паганини (№№ 1 или 2), Прокофьева (NN1 или 2), Сибелиуса, Шостаковича (NN1 или 2). Трое финалистов выбрали концерт Сибелиуса, еще трое - по концерту Шостаковича (N1), Брамса, Бетховена.
Читать на сайте RG.RU
Максим Федотов: Конкурс - это борьба творческих интеллектов

Если после I тура скрипичное жюри покинул Леонидас Кавакос, а его место занял Вадим Репин, на этот раз изменения в составе судей еще более заметны: теперь в жюри нет Репина, зато появились Юрий Башмет, Николай Цнайдер и Максим Венгеров. О том, насколько эффективна работа жюри при таких условиях, неделей раньше шла речь на встрече с членом жюри Ильей Калером в рамках конкурсного пресс-клуба. По словам Калера, участие в жюри солистов с мировыми именами - честь для конкурса, и не все из них могут освободить нужное количество времени в своем плотном графике. Калер добавил, что ситуация, в которой член жюри слушает конкурсанта в рамках лишь одного или двух туров, может способствовать более непредвзятой, объективной оценке. С этим, однако, легко поспорить: при удачном стечении обстоятельств на протяжении конкурса один исполнитель меняется, растет, прогрессирует, тогда как другой может лучше показать себя на первом туре, нежели на втором. И в идеале объективная оценка требует присутствия члена жюри на всех этапах состязания.

По сравнению с предыдущим конкурсом, правила III тура изменены. Четыре года назад каждый финалист исполнял два концерта не один за другим, как это бывало раньше, а в разные дни. Публике это давало возможность услышать за вечер не двух, а трех или четырех солистов, конкурсанты же могли сосредоточиться на одном сочинении, а не делить силы между двумя. В то же время, вероятно, легче "отстреляться" в один прием, нежели дважды настраиваться на победу. Поэтому теперь, как и прежде, каждый из финалистов исполняет два концерта подряд, завершая на этом участие в конкурсе.

В III туре скрипачей сопровождает Академический симфонический оркестр Московской государственной академической филармонии под управлением Юрия Симонова. В последние годы ярчайшие события московской филармонической жизни нечасто бывали связаны с именем этого коллектива, концерты которого оставляли двойственное впечатление. С одной стороны, программы на совесть отрепетированы и исполнены - все добросовестно, все аккуратно, все ноты на месте. С другой стороны, казалось, будто ты пришел в музей, где экспозиция не меняется годами… Вероятно, благодаря осознанию того, что за конкурсом следит весь мир, оркестранты выложились более чем полностью; возможно, один из лучших концертов коллектива за несколько лет. Филармонический оркестр показал себя чутким и надежным аккомпаниатором и в Чайковском, и в Сибелиусе, и в Шостаковиче.

Шесть скрипачей прошли в третий тур конкурса Чайковского

Прослушивания открыл Павел Милюков, которого с первой же пьесы, исполненной в I туре, было легко представить себе среди будущих лауреатов. На большой сцене он чувствует себя не менее естественно, чем на малой. Его исполнение концерта Чайковского заражало ощущением свободы и уверенности, если не считать некоторой интонационной неточности в кульминации первой части. Еще удачнее прозвучал Первый концерт Шостаковича, где оркестр и солист совместными усилиями создавали необходимое ощущение томительной напряженности. К сожалению, это был первый и последний Шостакович в финале, хотя из полуфиналистов его также собирались исполнять Ён Гук Ким, Майю Кишима, Ю Джин Чан.

Второй выступила Александра Конунова, начавшая с концерта Сибелиуса. Успешному в целом исполнению немного не хватило мощи, особенно в финале, предполагающем более уверенную, властную трактовку сольной партии. В концерте Чайковского подобных недочетов не наблюдалось: вступление скрипки поразило прозрачностью, бесплотностью, часто возникало впечатление, будто звучит камерная музыка. В голову приходило исполнение концерта Чайковского в этом же зале, осуществленное Джулией Фишер в 2006 году, - одно из лучших, что доводилось слышать - и интерпретация Конуновой вполне выдерживала это сравнение.

Как бы ни распределились призовые места, участие Милюкова и Конуновой в нынешнем состязании подошло к концу, а путь, пройденный ими от I тура до финала, - уже часть истории конкурса. Каждый наблюдавший за его ходом перечислит имена, которых ему не хватает на III туре, однако Милюкова и Конунову можно было заранее назвать среди наиболее вероятных финалистов. Их конкурсный путь выглядел последовательным и ровным: уверенные выступления в I туре, закрепление успеха в туре II и заслуженный выход в финал. 29 июня на сцену выйдут Юй-Чень Цзэнь и Пом Сори Ким, днем позже - Клара-Джуми Кан и Гайк Казазян. О решениях жюри можно будет узнать 1 июля в 19:00 на церемонии награждения. Все выступления транслируются в режиме онлайн телеканалом medici.tv.

Классика