Современные последователи сказителя неутомимо создают новую мифологию, коллекционируя передаваемые из уст в уста городские легенды о загадочных подземельях, призраках, таинственных знаках и прочих загадочных вещах, дополняющих, оживляющих и обогащающих официальную историю.
- Память народа, как природа, не терпит пустоты, - считает драматург Александр Архипов, собирающий легенды Екатеринбурга. - Люди сами ее заполняют, не дожидаясь милостей от историков.
Тайны Екатеринбурга
Первое место в рейтинге легенд Екатеринбурга занимает тайный подземный ход под брусчаткой центральной площади имени 1905 года. Он якобы прорыт от мэрии к парадной трибуне, над которой возвышается памятник Ленину. Легенду категорически опровергают и сотрудники областного центра охраны памятников, проводившие раскопки на площади еще в 2009 году, и коммунальщики, менявшие там магистральные теплосети, однако и по сей день многие горожане верят в существование тайного хода.
Еще одна легенда связана с бывшим Уральским политехническим институтом, а ныне УрФУ.
- Мне рассказывали на полном серьезе, что под физтехом УПИ находится шахта с атомной бомбой. Я надеюсь, что это неправда, иначе это будет мое последнее интервью, - рассказывал Александр Архипов.
Известие о "немирном" атоме, притаившемся в подземелье, изрядно веселит директора физико-технологического института университета Владимира Рычкова.
- Подземелий у нас нет, а уж бомбы тем более. Мы, конечно, знакомим наших студентов с тем, как делаются ядерные устройства, но сами их не создаем, - признался он.
Пленным немцам, строившим после войны ряд объектов в Свердловске, народная молва приписывает достижения конструктивизма в области архитектуры. Якобы они построили гостиницу "Исеть", которая сверху выглядит, как серп, острием указывающий на секретный оборонный завод. Эта "указка" должна была помочь вражеским агентам ориентироваться на местности. Якобы для маскировки, чтобы злой умысел не угадывался, соседнее здание (бывший ДК им. Дзержинского) построили в форме молота.
Однако этот миф в пух и прах разбивается о достоверные факты. Отель построен в 1932 году, когда военнопленными на Урале и не пахло. Изучение спутниковой карты Екатеринбурга убеждает, что и серп в завод не целится, и собственно на серп "Исеть" не очень-то похожа, как и соседнее здание не напоминает молот.
След "зверя"
В Челябинской области считается богатым на легенды город Кыштым, ведь именно здесь располагались заводы Демидовых, которые в начале XIX века выкупил вольский купец Лев Расторгуев. Возможно, именно тогда начали перестраивать главное здание усадьбы, которое сегодня горожане называют Белым домом. До сих пор не подтверждено, кто же на самом деле был автором первоначальной постройки господского дома, а также более поздней его реконструкции.
- Версий высказывается много, но все они возникли примерно 30-40 лет назад, когда в регионе стали активно интересоваться судьбой строительства значимых историко-культурных объектов, которых, кстати, в нашей горнозаводской зоне не так уж много, - говорит старший научный сотрудник ЮУрГУ Гаяз Самигулов.
Одна из легенд гласит, что Белый дом якобы был построен по проекту знаменитого архитектора, одного из основоположников русского классицизма Матвея Казакова. Причем народная молва красит бывшей господский дом в мрачные тона, передавая слухи о подземных ходах, которые соединяют его со стоящим недалеко заводом, о найденных старинных креплениях в стенах подвала под правой башней усадьбы, возможно оставшихся от орудий пыток.
Не исключено, что на далекое прошлое Кыштыма накладывает отпечаток легенда о Невьянской башне, в подвалах которой якобы незаконно чеканили монеты, и, когда нагрянула проверка, ничего не оставалось, как пустить воду в цеха и утопить рабочих. Рассказывают, что граф Строганов приказал осушить городской пруд, чтобы найти доказательства зверств и истязаний рабочих Кыштымского завода. И нашел - целые груды человеческих костей.
- Не видел ни одного документа, подтверждающего этот факт, но легенда живет среди людей, - говорит Самигулов. - "Кыштымским зверем" с легкой руки Мамина-Сибиряка прозвали Григория Зотова, управлявшего в то время заводом. Жаль, что художественное произведение стало основой для создания исторического образа Зотова, который согласно архивным документам, наоборот, выплачивал пенсии по старости рабочим, благоустраивал территорию завода, отстаивал права трудящихся.
Примечательно, что парк, в котором стоит Белый дом, многие десятилетия называется Детским, а в помещениях усадьбы одно время располагался Дом пионеров.
Стул для карьеристов
В Тюменской области старинная байка работает на туристическую индустрию. Множество людей верят в чудодейственную силу стула Григория Распутина, который находится в его родном селе Покровском. Ходит поверье, что, посидев на нем, мужчины могут обрести необычайную силу, а женщины - благополучно забеременеть. По легенде, Григорий подарил этот стул одному из своих родственников на свадьбу. Научно подтвердить или опровергнуть "волшебные" свойства стула некому, но от желающих проверить эффект на себе отбоя нет: сюда едут толпы как наших, так и иностранных туристов. А после того как на этом стуле, еще не будучи московским мэром, посидел Сергей Собянин, легенда получила дополнительное звучание - будто бы он очень способствует карьере. В прошлом году этот предмет интерьера даже занял почетное место в экспозиции Тюменской области в сочинском Олимпийском парке.
Еще одна легенда Западной Сибири связана с тюменским музеем "Дом Колокольникова". Якобы охрана не раз замечала загадочную фигуру, ходящую ночью по второму этажу здания. А еще в особняке в темное время суток скрипят половицы и хлопают дверцы шкафов. Говорят, это старый купец Колокольников приходит и ищет свои богатства. В этом здании до революции располагался его магазин, торгующий чаем и бакалеей, но в 1918 году фирма разорилась, бизнесмен подался в бега и умер за границей.
Собственный призрак имеется и в Тюменском театре кукол. Таинственную женщину в темной одежде встречали в коридорах актеры. Ходят слухи, будто это душа известной актрисы Нины Вальтос, которая проработала здесь до самой старости. Она очень любила театр и долго мечтала, чтобы его отремонтировали, но до реставрации не дожила. Впрочем, поговаривают, что реконструкцией здания душа артистки осталась недовольна: загадочный силуэт посещает театр до сих пор.