Росстат обменивается официальными статистическими данными со многими международными организациями: ООН, МВФ, ОЭСР, АТЭС, Евростат и др. Однако зарубежные организации могут использовать и другие источники статистических данных.
Также они могут самостоятельно осуществлять досчеты и пересчеты для интересующих их показателей, в случае отсутствия таковых показателей у Росстата или соответствующей методологии, классификатора для их расчета, а также различий в единицах измерения показателей. Например, департамент статистики МВФ прогнозирует динамику ВВП, инфляцию в России, опираясь на базовые показатели, полученные от Росстата. АТЭС осуществляет пересчет данных по производству, использованию и внешней торговле природного газа из кубических метров в тераджоули по причине отсутствия у Росстата данных по высшей теплотворной способности газа. Росстат собирает информацию по вывозу бытового мусора в кубических метрах, в то время как ОЭСР публикует эти же данные в тоннах.
Помимо этого существует ряд публикаций, докладов, обзоров, не носящих статус официальных документов. Таким документом, например, является Доклад о развитии человека ПРООН. Статистическая Комиссия Организации Объединенных Наций (ООН) прямо указала, что ПРООН не занимается сбором данных и что доклад о развитии человеческого потенциала представляет собой независимый документ, который готовится по указанию Программы развития ООН и выпускается без редактирования.
- Насколько сегодня статистическая деятельность в России соответствует международной практике системы учета и статистики?
- Интеграция экономики страны в мировую экономику требует такого уровня развития российской статистики, чтобы обеспечивать единообразие в характеристиках важнейших социально-экономических явлений в различных странах. Одним из приоритетных направлений развития российской статистики сейчас является расширение использования в российской статистической практике международных стандартов, понятий, классификаций и методов. Для обеспечения проведения статистических сопоставлений на международном и национальном уровнях большую роль играет применение общероссийских классификаторов, гармонизированных с международными классификациями, что обеспечивает адекватное описание российской экономики и социальной сферы в соответствии с международными требованиями, межведомственный информационный обмен и сопряжение государственных информационных систем и информационных ресурсов.
В общероссийских классификаторах, построенных, как правило, на основе международных классификаций, по единым требованиям систематизированы и формализованы классификационные признаки статистических показателей, например, виды продукции, виды экономической деятельности, виды основных фондов, виды профессий и т.д. Проводимые Росстатом за последние годы мероприятия были направлены на обеспечение сближения российской статистической методологии и практики организации статистического наблюдения с международными стандартами; эффективное использование зарубежного опыта при организации статистического наблюдения за новыми экономическими явлениями в России; удовлетворение потребностей отечественных и зарубежных пользователей в качественной и сопоставимой статистической информации о социально-экономическом развитии России в сравнении с другими странами; совершенствование международного информационного взаимодействия.
Помимо этого продолжалась работа по формированию важнейших элементов новой статистики, адекватно отражающей социально-экономическое состояние общества на современном этапе и соответствующей основным принципам официальной статистики ООН. Статистические данные по РФ официально используются статистическими службами международных организаций, что является признанием их соответствия основным международным статистическим стандартам, подтверждением их полноты и объективности, свидетельством выполнения РФ взятых обязательств по международному информационному обмену. Таким образом, в целом можно говорить о соответствии российской статистики международным стандартам, о чем свидетельствует, в частности, присоединение России к ССРД МВФ, а также результаты оценочных миссий ОЭСР, МВФ, Всемирного банка и Евростата.
- Каким должен быть единый международный подход в вопросе оптимизации соотношения официальной статистики и массива административных данных?
- Одним из международных принципов официальной статистики, принятых Статистической комиссией ООН в 1994 году и подтвержденных в 2013 году, является принцип: "Данные для статистических целей могут браться из всех типов источников, будь то статистические обследования или административные картотеки. Статистические учреждения должны выбирать источник с учетом соображений качества, оперативности, издержек и бремени, ложащегося на респондентов". Международная статистическая практика предполагает проведение статистических наблюдений с минимальной нагрузкой на респондентов, разработку полноценной статистической информации при минимизации затрат на ее получение.
С учетом рационального выбора источников для официальной статистики статистические службы многих стран на основе национального законодательства формируют широкий спектр статистических показателей (оплата труда, выпуск, инвестиции, отдельные компоненты ВВП и ВРП и ряд др.) с использованием административных источников, в том числе данных налоговой службы.
По Регламенту Европейского парламента национальные статистические службы должны иметь доступ к административным источникам данных внутри соответствующей административной системы в той степени, в которой эти данные необходимы для разработки и распространения европейских статистических данных.
В налоговом кодексе США установлена обязанность представления информации, содержащейся в налоговых декларациях и идентифицирующей налогоплательщика, для статистических целей, в том числе работникам Бюро цензов США. Эта информация включает весьма широкий спектр показателей: выручка, издержки, прибыль, активы, обязательства и др., что позволяет при проведении статистических работ отказаться от чрезвычайно дорогостоящих обследований мелких, временно не работающих предприятий, используя при формировании сводной информации административные данные налоговой службы.
Российским законодательством об официальном статистическом учете также предусматривается использование административных данных, получаемых органами государственной власти и местного самоуправления в связи с осуществлением ими разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных и других административных функций, для статистических целей. Более того, рациональный выбор источников в целях формирования официальной статистической информации законодательно установлен в качестве основополагающего принципа официального статистического учета.
Однако на практике правовые основы применения административных данных для целей статистики не реализуются в полной мере, доступ к ним для органов государственной статистики ограничивается.
- Планирует ли Росстат расширять анализ состояния и динамики развития отечественной экономики?
- Это прерогатива минэкономразвития. Роль Росстата в такой деятельности заключается в формировании и предоставлении официальной статистической информации, сформированной в соответствии с Федеральным планом статистических работ. Росстат в установленном порядке вносит в правительство РФ предложения по актуализации Федерального плана статистических работ с учетом предложений, поступающих от заинтересованных пользователей информации.
- Ожидаются ли какие-либо изменения в ближайшее время в области формирования муниципальной статистики?
- Федеральным законом "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ" предусмотрено формирование официальной статистической информации как в целом по РФ и регионам, так и по муниципальным образованиям. Предусмотрено выполнение более 60 работ в разрезе муниципальных образований. Разработка информации ведется на основании Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО). Росстатом разработана и сформирована База данных показателей муниципальных образований (БД ПМО), которая включает информацию по каждому из 22,9 тыс. муниципальных образований. Количество показателей, информация по которым выгружается в БД ПМО, увеличилось со 198 в 2007 году до 624 в 2015 году. Первоначально муниципальная статистика выполняла задачу создания статистического паспорта конкретного муниципального образования. Однако впоследствии сформированы сводные итоги по субъектам РФ и России в целом по показателям, характеризующим сеть объектов розничной торговли и общественного питания.
Для получения качественных и актуальных статистических данных по сельским территориям решено использовать статистическую базу по муниципальным образованиям. Предусмотрено формирование достаточно широкого круга показателей, характеризующих социально-экономическое положение сельских территорий: число муниципальных образований; показатели, характеризующие численность сельского населения, естественное движение и миграционные процессы, численность и среднюю заработную плату работников органов местного самоуправления, их состав, дополнительное профессиональное образование; количество объектов розничной торговли и общественного питания; наличие учреждений социального обслуживания населения; ввод в действие жилых домов на территории муниципального образования; количество источников теплоснабжения, протяженность паровых, тепловых, уличных водопроводных, канализационных, газовых, линий электропередачи, их замена и ремонт; наличие спортивных сооружений и учреждений и другие.