01.07.2015 10:33
Культура

Как Даниил Харитонов и Дмитрий Маслеев стали героями фортепиано

Текст:  Светлана Елина
Завершился третий - последний - день финала конкурса Чайковского в номинации "фортепиано". И было в этом дне что-то особое, почти магическое: в ночь накануне в консерватории вспыхнул пожар, в котором, к счастью никто не пострадал, но запах гари все еще витал в Большом зале консерватории. И это придавало всему происходящему, учитывая огромный накал страстей финала, ощущение какой-то грандиозной театральной постановки.
Читать на сайте RG.RU

В этот вечер звучали образцовые виртуозные фортепианные концерты: дважды - знаменитый Первый концерт Петра Чайковского, а также Первый концерт Ференца Листа и Третий концерт Сергея Прокофьева. С конкурсантами на сцене выступал Государственный академический симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова (за пультом - дирижер Алексей Богорад).

Скрипачей на конкурсе Чайковского прилетел послушать голубь

Первым выступал 16-летний Даниил Харитонов, стабильно блестяще показавший себя во всех предыдущих турах состязания. Исполнение шедевра Чайковского юным пианистом было безупречно, как в техническом, так и музыкальном отношении. Это было прекрасное сочетание юности и мастерства, простоты и искренности музыкальной речи, вкус, и, несмотря на обстановку конкурсного напряжения, естественная, органично-спокойная концентрация. Зал не мог не оценить безмятежное очарование, свежесть и непосредственность музыкальных интонаций, качественную подготовленность пианиста к конкурсу. Нельзя не отметить и блестящее исполнение октавных каскадов в первой и третьей части, этой своеобразной клавиатурной эквилибристики: такие фрагменты всегда вызывают азартное любопытство среди ценителей фортепианной виртуозности, схожее с азартом балетоманов, внимательно наблюдающих за 32 фуэте в балетах "Корсар" и "Лебединое озеро". Бурные, эмоциональные овации зала были неизбежны.

После нескольких минут перерыва, предусмотренного регламентом конкурса, пианист столь же безупречно исполнил бравурный Первый концерт ми-бемоль мажор Листа, представляющий собой своеобразную энциклопедию стиля и музыкальной формы композитора (относительно небольшой по длительности одночастный концерт, состоящий из четырех разделов, строящихся, одновременно, по принципу сонатного цикла и свободной композиции романтического стиля). Концерт Листа стал кульминацией всего выступления Даниила Харитонова на конкурсе, а заключительными аккордами после знаменитого финального октавного пассажа, исполненного превосходно, пианист поставил восклицательный знак в конце своего конкурсного выступления.

Пианисты Дебарг и Генюшас поразили зрителей на конкурсе Чайковского

30-ти минутный перерыв дал небольшую передышку слушателям, и снова пространство Большого зала консерватории закрутилось в звуковом вихре и стремительном, огненном темпераменте конкурсанта, завершавшего прослушивания XV конкурса Чайковского - пианиста Дмитрия Маслеева. Его исполнение Первого концерта Чайковского, еще несколько десятилетий назад ставшего визитной карточкой конкурса, потрясло накалом эмоций, и несмотря на случайные промахи в октавных пассажах, покорило блестящей виртуозной и осмысленной игрой, властным формообразованием и неожиданными поворотами фразировки, внезапными сменами мощной весовой игры на мягкое, бархатное туше и - главное - невероятным куражом исполнителя.

Публика была в экстазе, а нескончаемый поток аплодисментов остановили лишь звуки настраивающегося перед следующим исполнением оркестра. После блистательного исполнения грандиозного Третьего концерта Прокофьева - музыки яркой, остроумной, сложной, требующей колоссальной выносливости, ясного мышления, острого интеллекта и подвижного, пластичного артистизма - публика окончательно признала Дмитрия Маслеева своим фаворитом.

Конкурс XV конкурс Чайковского завершен для пианистов: конкурсанты получили славу и любовь публики, победителя же назовет сегодня вечером жюри. Но надо сказать, что все конкурсанты - настоящие герои фортепиано, талантливые музыканты, проявившие свой интеллект, страсть, отвагу и настоящую доблесть.

Классика