Впрочем, по мнению руководителей верфей, некоторые сдвиги в этой непростой ситуации наметились: помогает и постепенная популяризация в стране технических профессий, и серьезные усилия самих заводов в кадровом деле.
Первопричины дефицита специалистов в отрасли классические для нашей страны: последствие падения престижности работы в промышленности по рабочим профессиям, демографический провал 1990-х годов, упадок системы образования. Причем низкий уровень выпускников отраслевых учебных заведений отмечают почти все эксперты.
"Специалисты низкой и средней квалификации на рынке труда присутствуют, а вот высококлассных работников на всех не хватает. Причем это касается как инженерного, так и рабочего персонала, - говорит Игорь Савельев, заместитель генерального директора компании "Адмиралтейские верфи" по персоналу и общим вопросам. - Трудоустраивающиеся молодые специалисты обладают недостаточным уровнем подготовки для полноценного выполнения производственных задач. Их приходится доучивать непосредственно на рабочих местах с помощью наставников. Главной причиной этого является разрыв между теоретической подготовкой и практическими навыками".
В разрезе некоторых судостроительных специальностей проблема еще сложнее: специалистов по ним просто не готовят. Например, ни одно учебное заведение в Санкт-Петербурге не проводит подготовку по такой профессии как гуммировщик судовой.
"Сегодня университеты и колледжи не готовят мастеров и начальников участков, инженеров по подготовке производства, инженеров по нормированию и т.п. Учреждения среднего профессионального образования дают лишь 5 процентов рабочих от всей потребности завода, выпуски дефицитных рабочих специальностей составляют 15-25 человек. При этом отсутствует отсрочка от службы в армии для молодых рабочих и инженеров, как это было в России, к примеру, в первой половине ХХ века. 50 процентов (в лучшем случае) от всего выпуска молодых рабочих уходят в армию (по многим рабочим профессиям запрещено учиться и работать женщинам). Редко кто из них затем возвращается в профессию", - рассказывает Ярослав Капралов, заместитель генерального директора по персоналу и административным вопросам компании "Балтийский завод-Судостроение".
Особенно остро кадровый вопрос стоит на верфях Сибири. "Не хватает квалифицированных инженеров-судостроителей, особенно технологов. "Старая гвардия" уходит, а новые кадры на заводы идут с неохотой, те кто пришел недавно, еще не наработал опыт, а это лет 10-15. В регионе катастрофическая нехватка кадров рабочих специальностей: сварщиков, судосборщиков, судовых электриков. Относительно неплохо дела у предприятий обстоят с инженерами-механиками, и то за счет перехода из других отраслей", - говорит Дмитрий Ващенко, председатель Ассоциации Судостроительных компаний Сибири.
Эксперт видит одно из решений проблемы в очень тесном сотрудничестве учебных заведений любого уровня с производством, с проектированием современных судов и судовых систем. "Сейчас даже научная работа в вузах часто оторвана от действительности. Например, мы строим предсерийное судно, в нем будет множество инноваций, которые не применялись в России, а некоторые - и в мире. Мы предложили студенту кораблестроительного факультета весь проект судна в качестве дипломного проекта, но в вузе это не одобрили. Бывает, что уровень подготовки на некоторых судостроительных факультетах таков, что проще переподготовить перспективные кадры из смежных отраслей", - говорит Дмитрий Ващенко.
С этим соглашается Ярослав Капралов. По его словам, много курсов, входящих в образовательные программы, имеют лишь ознакомительное значение. В итоге выпускник-инженер, приходящий работать на завод, имеет очень общие знания, например, в области 3D-моделирования, и заводу приходится заново обучать нового сотрудника элементарным основам.
Решение проблемы Сергей Лисин, коммерческий директор "СК "РосПромРесурс", видит в повышении производительности труда в том числе за счет автоматизации и внедрения инновационных технологий, что приведет к повышению уровня заработной платы и привлекательности данных профессий для потенциальных работников.
Формирование целевых курсов для подготовки мастеров участков, начальников цехов и инженеров с предоставлением возможности проходить обучение без отрыва от производства могло бы изменить кадровую ситуацию в судостроении. Необходимо дать студентам больше возможностей совмещать учебу в учебном заведении (вузе, ссузе) с практическим обучением на предприятии, говорят эксперты. Нужно возродить вечернюю форму обучения в колледжах и вузах, чтобы студенты могли работать и получать профессию, повышать свой образовательный уровень, реализовывать потребность в непрерывном образовании.
"Варианты решения кадровых проблем находятся на поверхности, и мы их активно используем, - рассказывает Игорь Савельев. - Среди них: формирование заявок в вузы для целевого набора студентов, программа целевой подготовки кадров в учебных заведениях СПО путем формирования групп учеников производственного обучения. Например, в мае получили удостоверения учащиеся очередной группы слесарей-монтажников судовых, подготовленных Колледжем судостроения и прикладных технологий (КСиПТ) специально для нашего предприятия. Всего за последние два года такое обучение прошли около 300 человек".
Объединенная судостроительная корпорация ведет системную работу в области образования. Например, в 2013 году при поддержке Минобрнауки России заключено соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности по формированию современной системы подготовки квалифицированных кадров для предприятий судостроения и судоремонта с Северным (Арктическим) федеральным университетом, в августе 2014 года аналогичное соглашение о сотрудничестве ОСК заключила с Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом. В июне корпорация планирует заключить соглашение с Севастопольским государственным университетом. В 2014 году были разработаны 13 профессиональных стандартов в области судостроения и судоремонта, сейчас в разработке еще 10.
В ОСК уверены, что ситуация с кадрами меняется. Второй год подряд ОСК вместе с профильными вузами (Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом, Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М.В. Ломоносова, Балтийским федеральным университетом имени И. Канта, Дальневосточным федеральным университетом) планирует потребности корпорации в новых кадрах, формирует заказ по профессиям. Такой план сверстан до 2020 года. В ОСК учреждено 12 базовых кафедр, на которых около 300 специалистов судостроительных предприятий обучают студентов вузов и ссузов.