30.06.2015 19:56
В мире

Федор Лукьянов: Евросоюз больше не надо воспринимать как константу

Текст:  Федор Лукьянов (председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике)
Российская газета - Федеральный выпуск: №141 (6712)
Сюжет современной греческой драмы, который совместно пишут левая партия СИРИЗА и финансово-политический истеблишмент Евросоюза, совершил очередной крутой поворот. На сцену призван новый персонаж - народ (в традиции греческой трагедии - хор), которому и предложено на референдуме принять решение по долговой проблеме.
Читать на сайте RG.RU
ЕС сделает Греции "предложение последней минуты"

Чем закончится этот обвал, который, конечно, является не причиной, а следствием и симптомом глубокого структурного кризиса ЕС, предсказать не берется никто. Впрочем, мнение о том, что лучше уж "ужасный конец, чем ужас без конца" звучит все громче. Ведь если бы Афины и кредиторы все-таки ударили по рукам в минувшую субботу, это не разрешило бы ситуацию, а лишь дало отсрочку еще на несколько месяцев, максимум год-полтора. Потом страсти вскипели бы снова - еще горячее, фундаментальные болезненные решения по санации еврозоны понадобятся в любом случае.

Как ни странно, несмотря на глубокую неприязнь между греческим правительством и руководством еврозоны, шанс на очередное откладывание еще есть. Греции деваться особенно некуда, сам по себе дефолт ничего не решает, он переводит катастрофу в другую, более острую, фазу. А для Ангелы Меркель, главного архитектора пятилетней политики "спасения" Афин, крах этой линии будет означать не просто политическое поражение, но и необходимость пускаться в крайне рискованное плавание по волнам реформы европейской интеграции. То есть брать ответственность, кратно большую, чем до сих пор. В любом случае, пожалуй, впервые в истории европейский проект сталкивается со столь масштабным внутренним вызовом принципам своего существования.

Для России происходящее очень важно. В непосредственном соседстве от нас начались структурные сдвиги не меньшего калибра, чем на рубеже 1980-х - 1990-х годов. К тому же ЕС по-прежнему крупнейший торгово-экономический партнер России, и даже острые противоречия, вспыхнувшие с прошлого года, пока не очень воздействуют на объем связей. Какие выводы стоит сделать?

Прежде всего, Европейский союз больше не надо воспринимать как константу, которая развивается предсказуемо. Будет меняться модель, вместе с ней неизбежна корректировка политики и в региональном, и в глобальном масштабе. Правда, рассчитать направление перемен очень сложно, поскольку действуют разные, иногда противоположные векторы. Одним из следствий может стать малоприятное для Москвы повышение роли Соединенных Штатов на континенте.

Меркель о ситуации в Греции: Дверь для переговоров открыта

Вал проблем (а помимо Греции и других экономически неустойчивых государств это и, пожалуй, еще более взрывоопасная тема иммиграционной лавины с юга) заставит ЕС концентрироваться на себе, что сужает европейские возможности внешней экспансии, в частности - более активной политики на постсоветском пространстве. Но несостоятельность Евросоюза как регионального управляющего тревожит США, которые в прошлом десятилетии снизили внимание к Старому Свету в надежде, что единая Европа сама обеспечит там правильный порядок. Это не только не сработало, например, на Украине, но теперь и ставит под сомнение то, что казалось само собой разумеющимся.

В частности, неспособность Брюсселя без потрясений разобраться с Афинами волнует Вашингтон в связи с ролью Греции в НАТО. На фоне полномасштабной риторики "холодной войны", которая вернулась в российско-американские отношения, ослабление одного из звеньев коллективной обороны на юге Европы Соединенным Штатам некстати.

Песков: Кремль не считает помощь Греции своим вопросом

Результатом может стать возвращение США в европейские дела, и так заметное в ведущих столицах (продвижение ценностей атлантизма в той же Германии существенно активизировалось), удвоение усилий по достижению соглашения о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве, которое призвано экономически цементировать коллективный Запад. Соответственно готовность Вашингтона делегировать европейским партнерам политику в странах бывшего СССР уменьшится, а собственное участие вырастет.

Все это укрепляет тенденцию на возвращение к противостоянию 30-летней давности, возможно, в ухудшенном варианте. Тогда отдельные европейские страны (ФРГ, Франция, Италия) ухитрялись проводить в отношении Советского Союза политику, отличную от американской, поскольку в целом Вашингтон им доверял. Сегодня вера США в их дееспособность под вопросом.

Если в предстоящие дни между Афинами и Берлином/Брюсселем не произойдет очередного виража, Москве (и Пекину) стоит ожидать вереницы греческих визитеров, которые будут искать любые возможные деньги. Относиться к этому надо с большой осторожностью, поскольку сейчас какие-либо финансовые вложения в эту страну сродни азартной игре. Причем такой, в которой решает даже не случай, а манипуляции крупье и самих игроков. Предметные разговоры с Грецией об условиях экономического сотрудничества можно вести только после того, как ситуация прояснится - в любую сторону. В противном случае получится участие в чужой интриге, на развитие которой невозможно повлиять.

Еще один урок, который следует извлечь из греческого кризиса, - непродуманная интеграция, в которой политические резоны доминируют над экономическими, ведет в глухой тупик. Об этом надо помнить при строительстве Евразийского экономического союза и уж точно прекратить непонятно зачем звучащие периодически на официальном уровне мечтания о скором переходе к валютному союзу.

Греция Позиция Европейский союз