Сегодня в Ростове-на-Дону спикер верхней палаты провела совещание по финансированию дорожного строительства, на котором озвучила свои предложения по изменению ситуации в этой области.
Пока что положение не самое благоприятное: обеспеченность регионов средствами на содержание и ремонт автодорог в прошлом году составило лишь 14 процентов. В связи с этим необходим поиск новых доходов для наполнения региональных дорожных фондов. Однако председатель Совфеда убеждена, что можно эффективно работать и в другом направлении - повышение качества управления бюджетными средствами, специально направляемыми на дорожную деятельность.
В настоящий момент финансирование дорожной деятельности нередко пробуксовывает именно на региональном уровне. Задержка происходит из-за затягивания подготовки необходимой документации, что, по мнению Матвиенко, абсолютно недопустимо. "Кроме того, в нашем бюджетном законодательстве нет нормы, обязывающей регионы направлять в дорожные фонды всю сумму поступивших акцизов и транспортного налога, если она оказывается больше запланированной. В результате, занижая прогнозы, можно часть этих средств удерживать и не направлять на развитие дорог. В прошлом году так и поступили половина регионов. Считаю, что этот пробел надо устранить", - заявила глава верхней палаты.
Другая важная задача - удешевление инертных дорожно-строительных материалов: щебня, песка, гравия, доля которых в себестоимости строительства дорог излишне значительна. Матвиенко потребовала от губернаторов жестко контролировать уровень цен на такие материалы и не допускать их необоснованного завышения. Весьма высока здесь и роль контрольно-счетных органов субъектов и муниципалитетов, которые обязаны тщательно отслеживать этот процесс. Спикер также предложила подумать о создании единого банка данных наилучших доступных технологий в сфере дорожного хозяйства. По ее словам, использование передового опыта откроет новые горизонты в дорожном строительстве.
Высказалась Матвиенко и за усиление ответственности дорожных организаций за выполненные ими работы уже после их окончания. В настоящее время дороги нередко приходят в негодность спустя год после завершения строительства. "Считаю, что стоит законодательно закрепить межремонтные гарантийные сроки и обязательства подрядчика на строительство и ремонт автомобильных дорог", - заявила спикер.
Еще одно предложение - исключить из расчета стоимости автомобильных дорог сопутствующие расходы. "У нас в стоимость дорожного строительства входят абсолютно несвойственные для дорожного строительства предварительные стадии работ. Это и расселение, и освобождение территорий, и перенос коммуникаций, и целый ряд других вещей, которые никакого отношения не имеют к дорожному строительству", - перечислила Матвиенко. По ее словам, в России устоялись мифы о том, что дорожное строительство в разы дороже, чем в западных странах, Соединенных Штатах Америки. Глава Совфеда уверена, что такие истории связаны именно с включением в стоимость дорожного строительства сопутствующих расходов. В связи с этим она призвала министра транспорта Максима Соколова развенчать эти мифы, очистив дорожное строительство от сопутствующих расходов, чтобы стоимость одного километра была известна четко и прозрачно. "Иначе вас будут критиковать, в том числе Совет Федерации", - предупредила она Соколова.
Руководитель Минтранса, в свою очередь, пообещал, что в 2018 году все федеральные дороги будут соответствовать нормативным требованиям. Оптимизм внушает то, что доля протяженности федеральных дорог, соответствующих нормативным требованиям, после десятилетий "топтания" на уровне 35 процентов в минувшем году перешагнула 50-процентный рубеж. "В этом году этот показатель увеличится на 10 процентов, а в 2018 достигнет 100 процентов без учета протяженности, подлежащей плановому ремонту", - сообщил министр. Важно, что уже начата масштабная реализация дорожных проектов на основе применения механизмов государственно-частного партнерства.
Соколов также отметил, что создание законодательной базы дорожного хозяйства и меры, предпринятые Федеральным собранием в последнее время по ее совершенствованию, позволили создать предпосылки для решения многих дорожных проблем. "В результате этих мер, согласно данным Федерального казначейства, общий объем расходов из дорожных фондов составил 1 триллион 236 миллиардов рублей", - сказал он. В 2010 году этот показатель был лишь 645 миллиардов рублей.