Интересно, что слушательские симпатии практически совпали с мнением жюри, и самыми длительными и продолжительными овациями в финале конкурса были награждены Андрей Ионица и Александр Рамм, закрывшие конкурсные прослушивания. В тот последний вечер уже разошелся оркестр, контрабасисты демонстративно протирали струны, а зал продолжал аплодировать до тех пор, пока Александр Рамм не вышел еще раз на поклоны уже почти на пустую сцену. И в какой-то степени эту благодарность зала можно было отнести ко всей петербургской части конкурса, не раз радовавшей запоминающимися музыкальными моментами и переживаниями. Конкурс ясно показал высочайшую техническую оснащенность современных виолончелистов, с другой стороны - вскрыл отдельные проблемы, касающиеся общей культуры и понимания стиля.
В жюри виолончельного конкурса работал Ян Фоглер, немецкий виолончелист, интендант Дрезденского музыкального фестиваля. С ним мы и поговорили о его главных впечатлениях от нынешнего конкурса Чайковского:
Вы слушали всех участников конкурса от первого до последнего тура. Подытожите свои впечатления?
Ян Фоглер: Я вдохновлен игрой буквально всех участников, особенно в финальных выступлениях с оркестрами, когда музыкант должен показать свою индивидуальность. Здесь у тебя нет времени на обсуждение деталей, как это можно сделать со своим пианистом. Есть всего одна репетиция, за которую ты должен понять, как повести за собою оркестр и выступить как можно ярче. Также мне было приятно работать в столь разностороннем и прекрасном жюри. Уверен, что конкурс будет оценен как очень успешный, и, прежде всего, главный успех в том, что мы смогли обнаружить таланты, которым теперь будет проще найти дорогу к своему слушателю.
Вам уже случалось работать в жюри разных конкурсов, в чем особенность именно этого состязания?
Ян Фоглер: На самом деле я не так уж и много сидел в жюри, поскольку не являюсь представителем "мира учителей". Но Валерий Гергиев поступил очень мудро, пригласив в качестве судей и выдающихся педагогов (таких, как Давид Герингас, Линн Харрелл), и концертирующих исполнителей, и интендантов.
Какие, на ваш взгляд, были главные проблемы у участников конкурса?
Ян Фоглер: Я не заметил особых проблем, для меня было большим сюрпризом увидеть у российских виолончелистов, которые обычно ассоциируются с игрой в романтическом стиле, серьезное влияние немецкой исполнительской практики. У русских конкурсантов был стилистически замечательный Бах и очень приличный Бетховен. Думаю, что сейчас музыкальный мир все больше развивается "навстречу друг другу", и это проявляется в смешивании различных исполнительских традиций. Разнообразие стилей и умение чувствовать определенный музыкальный язык - очень важны, но на конкурсе, прежде всего, смотрят на индивидуальное дарование музыканта и на скрытую в нем потенцию, которая обязательно должна реализоваться. Повторю, что все наши финалисты были очень талантливыми музыкантами.