03.07.2015 00:47
Экономика

Китайцы познакомились с туристическим потенциалом регионов России

Российские регионы представили инвестпроекты в Пекине
Текст:  Наталия Швабауэр
Российская газета - Спецвыпуск: Дыхание Китая №144 (6715)
25 июня в Российском культурном центре в Пекине состоялась масштабная презентация российских регионов. А буквально на следующий день они раскрыли свой туристический потенциал на международной выставке Beijing International Tourism Expo (BITE) в рамках объединенного национального стенда.
Читать на сайте RG.RU

Отметим, что это уже третья презентация, позволяющая жителям Поднебесной лучше узнать нашу страну. Первая состоялась 12 марта этого года, на ней были представлены Дальний Восток, Санкт-Петербург и Татарстан. Опыт оказался настолько успешным, что его было решено повторить уже через месяц: 23 апреля свои туристические изюминки демонстрировали Забайкалье, Крым, Астраханская, Владимирская и Ульяновская области, а также два музея: архитектурно-парковый ансамбль "Ленинские Горки" из Подмосковья и национальный шоу-музей "Гранд макет Россия" из Санкт-Петербурга.

- В прошлом году в нашей стране побывали более 1,1 миллиона граждан КНР. Это самый большой показатель по въездному туризму, но резервы для увеличения есть, и серьезные: всего за границей побывали 100 миллионов китайских туристов. Увеличению турпотока мешает слабая осведомленность операторов и рядовых туристов о возможностях отдыха в России, - комментирует Ксения Сычева, представитель компании, организующей российское роуд-шоу в Пекине.

Россия и Китай стали крупнейшими владельцами голосов в Азиатском банке

По данным туристической ассоциации "Мир без границ", самыми популярными городами России у китайских туристов являются Москва и Санкт-Петербург, их посетили 59% приехавших, 23% предпочли для отдыха Приморский край. На BITE-2015 дальневосточники представили экотуризм. Владимирская область сделала ставку на традиционные русские праздники и бренд "Золотое кольцо". А вот Ульяновская область решила обратиться к революционному прошлому страны. На BITE этот регион позиционировал себя как часть "красного маршрута" по памятным местам, связанным с образом Владимира Ленина. Надо отметить, что в самой Поднебесной "красный туризм" очень популярен, его маршруты охватывают 108 объектов, каждый год их посещают более 800 миллионов человек.

Конечно, участники BITE не ограничились одной лишь демонстрацией природных и рукотворных красот. Ключевой темой для обсуждения стали изменения в условиях приема безвизовых тургрупп: более 70% гостей из Китая прибывает в Россию именно таким образом. Не менее актуальна тема совершенствования сервиса. Чтобы наша страна воспринималась китайскими путешественниками как территория комфорта, необходимо не только снять языковой барьер, но и ввести новые услуги. Туристы из Поднебесной непривередливы, но у них есть специфические запросы в части питания, проживания и даже шопинга.

- China Friendly ("дружественный Китаю") сервис должен сопровождать гостя на всем протяжении поездки: от удобного прохождения границы до обеспечения безопасности и урегулирования страховых случаев, - считает Светлана Пятихатка, и.о. исполнительного директора ассоциации "Мир без границ".

Российско-Китайский аналитический центр открылся в столице России

Первым делом взялись за адаптацию гостиниц: на сегодня знак качества China Friendly получили уже 15 отелей: десять в Москве, два в Санкт-Петербурге, по одному в Твери, Великом Новгороде и Владивостоке. В этих объектах размещения вся информация переведена на китайский, начиная от правил заселения, заканчивая блюдами в меню, а к оплате принимаются карты China Union Pay. Также постояльцам предлагают свежие номера газеты "Лунбао". В ближайшее время начнется работа с музеями, ресторанами, торговыми центрами и объектами показа.

По словам Светланы Пятихатки, продвигать программу China Friendly будут не только внутри страны, но и в самом Китае, чтобы о ней узнала целевая аудитория. Работа ведется сразу в нескольких направлениях: взаимодействие с туристическими администрациями провинций КНР, турфирмами и СМИ, участие в выставках, двусторонние бизнес-миссии. В частности, два месяца назад состоялся инфотур для туроператоров из провинции Хэбэй, в рамках которого они смогли познакомиться с рекреационными ресурсами Татарстана, Ярославской области и Санкт-Петербурга. По мнению Юй Ниннин, главы Китайского агентства по туризму, преимущество регионов перед Москвой или Санкт-Петербургом - в том, что там тихо и спокойно. Проблема в том, что там не хватает экскурсоводов, знающих китайский.

Во второй половине 2015 года состоится ответный визит. В рамках ярмарки зарубежных инвестиций COIFair 22-23 октября в Пекине Россия презентует свои инвестпроекты, в том числе туристические. Организаторами мероприятия являются Китайская ассоциация по развитию предприятий за рубежом (CODA) и Китайский банк развития при поддержке Госкомитета по делам развития и реформ КНР, без одобрения которого не происходит ни одна средняя и крупная сделка.

Тема COIFair-2015 звучит по-восточному витиевато: "Поиск стратегических оснований для инвестирования и сотрудничества между странами и регионами". На самом деле более прагматичного мероприятия найти сложно: большинство бизнес-диалогов на ярмарке строится в формате work-shop. Каждый год в ней участвует более 100 стран, желающих привлечь китайские капиталы.

Россия приезжает на COIFair же не первый раз. Так, в 2013 году она представила на ярмарке объекты инфраструктуры к ЧМ-2018. В нынешнем году упор делается на промышленность. Именно инфраструктура и производство, по словам Хэ Чжэньвэя, заместителя генерального секретаря CODA, больше всего привлекают китайских инвесторов, а также проекты в сфере добычи сырьевых ресурсов, туризма, транспорта, АПК, строительства гостиниц и торговых центров. Причем инвестиции могут быть как прямые, так и опосредованные (лизинг, трансферт технологий и т.п.).

Возглавляет российский оргкомитет бизнес-омбудсмен Борис Титов, 19 мая в Москве он подписал меморандум о сотрудничестве с CODA.

- Взаимодействие с КНР является одним из наиболее перспективных направлений, наряду с диверсификацией экспорта, - подчеркнул федеральный уполномоченный по защите прав предпринимателей. - Но требуется усилить информационную работу с китайскими партнерами. Сегодня зарубежные инвестиции КНР составляют почти 140 миллиардов долларов США в год, в то время как на долю России приходится всего четыре миллиарда.

Станислав Воскресенский, заместитель министра экономического развития РФ:

Россия и Китай запланировали открытие совместного университета

Бизнесу необходимо плотнее работать со странами Азии. Те, кто занимается экспортом, получают особую поддержку от нас, но таких компаний единицы. Азия - это в первую очередь коммуникации и только во вторую - прагматизм, потому налаживать связи придется долго и нелегко. Я надеюсь, что бизнес сможет создавать масштабные проекты с учетом межнациональных отношений.

мнение

Оксана Мак Кристиан, куратор объединенного стенда регионов России на BITE-2015 и COIFair:

Вступая в переговоры с китайцами, нужно учитывать особенности их делового этикета, в первую очередь, паритетность спикеров. Имеет значение даже то, как вы подаете визитку, строите разговор. Серьезным партнером, которому можно доверять, китайский бизнесмен начнет вас воспринимать только после 3-5 лет сотрудничества.

Туризм