07.07.2015 00:45
Экономика

Минстрой введет мониторинг результатов проведения аудита

Минстрой намерен ввести мониторинг результатов проведения аудита
Текст:  Ангелина Жукова
Российская Бизнес-газета - Новое законодательство: №26 (1005)
Первые результаты проведения публичного технологического и ценового аудита крупных инвестпроектов с госучастием показали эффективность механизма. Но в ближайшее время предстоит большая работа по созданию и принятию национальных стандартов квалификации аудиторов, а также методологии проведения экспертизы.
Читать на сайте RG.RU

"Публичный технологический и ценовой аудит - обязательная процедура, но отсутствие единых стандартов не позволяет проводить качественную оценку крупных инвестпроектов", - уверена Анна Лупашко, президент Национального объединения технологического и ценового аудита (НО ТЦА). По ее словам, сегодня назрела необходимость выстраивать новую систему независимого контроля бюджетных расходов. "В России практика ценового аудита госконтрактов на стадии формирования. В 2013-2014 гг. технологический и ценовой аудит прошли 67 крупных инвестпроектов по различным отраслям. В итоге была возможность сэкономить 60 млрд рублей бюджетных средств, что доказывает эффективность такого контроля", - говорит Анна Лупашко.

Минстрой утвердил новую форму единой коммунальной квитанции

Столица как нельзя лучше свидетельствует о продуктивности публичного аудита. По итогам первого полугодия экспертиза начальной максимальной цены и достоверности определения сметной стоимости строительных проектов позволила сэкономить городу почти 47 млрд рублей. Валерий Леонов, председатель "Москомэкспертизы", рассказал, что такие результаты были достигнуты, в частности, из-за принятия в мае постановления, которое обязывает проводить технологический и ценовой аудит для проектов стоимостью выше 1 млрд рублей перед включением их в московскую адресную инвестиционную программу (АИП). Он напомнил, что по итогам 2014 года экономия составила 93 млрд рублей.

Для крупного инвестпроекта (50-60 млрд рублей) средняя стоимость технологического и ценового аудита равняется 8,4 млн рублей. "По действующему постановлению стоимость услуг аудиторов привязана к стоимости проектно-изыскательных работ, консультанты получают процент", - рассказал Борис Ярышевский, член правления НО ТЦА. Таким образом, если проекты несложные и их сумма ниже 1,5 млрд рублей, то стоимость аудита будет в пределах 150-300 тыс. рублей. Эксперты говорят, что за такие деньги госзаказчикам непросто привлечь надежного аудитора.

Светлана Балаева, заместитель генерального директора по инвестициям "Россети", считает, что экспертиза должна проходить качественно, быстро и дешево, но сумма вознаграждения для аудиторов должна соответствовать объему выполненной работы: "Мы не видим в отчетах аудиторов укрупненной стоимости на предпроектной стадии, есть ошибки в экспертизе сметной стоимости в части правильности ее составления и соответствия проектной документации, также присутствуют недочеты в выводах о необходимом размере корректировки стоимости проекта. Аудиторы избегают рекомендаций касательно того, как в деньгах нужно изменить стоимость проекта. Они просто предлагают заменить одно оборудование на другое либо отказаться от одной схемы реализации проекта в пользу другой".

В законодательстве необходимо менять пункт о стоимости аудита, так как сейчас на первой и второй стадиях инвестпроекта в аудиторских отчетах много ошибок. Тогда как по третьему и четвертому этапам вообще не регламентирована стоимость, и компания-заказчик вынуждена руководствоваться коммерческими предложениями аудиторов. В этом отношении и у подрядчиков, и у заказчиков отношение к аудиту скептическое: не всегда понятно, как применять результаты, зачем проводить аудит уже после утверждения проекта в госэкспертизе, что госзаказчику требовать от аудитора. Проведение аудита на третьей и четвертой стадиях инвестпроекта дублирует функции строительного контроля и авторского надзора, которые регламентированы законодательством. На этих стадиях аудиторам повлиять на ход исполнения проекта сложно, потому что большая часть работ уже проделана, и проект входит в завершающую стадию.

Минстрой объяснил предстоящий рост тарифов ЖКХ

Впрочем, минстрой выступает вообще за одноэтапность проведения аудита, то есть за рассмотрение проекта только на предпроектной стадии. "Мы однозначно против проведения аудита на третьем и четвертом этапах. У нас уже есть строительный контроль, а дополнительные проверки ведут к удорожанию стоимости проекта. Такое количество дублирующих проверок ни к чему, аудит попросту неэффективен. Также необходимо повысить ответственность аудиторов, потому что они готовят заключения экспертизы, которые повлияют не только на стоимость, но и на безопасность сооружений", - уверяет Елена Ханова, замдиректора департамента государственных услуг в строительстве и разрешительной деятельности Минстроя РФ.

Кроме того, по словам Елены Хановой, минстрой уже намерен вводить механизм мониторинга результатов проведения технологического и ценового аудита: "Пусть люди сами выбирают экспертные организации, а мы будем заниматься сбором информации и показывать потенциальным заказчикам как кто работает. На федеральном уровне такой проект будет регулировать минстрой, а на региональном - субъекты РФ".

Инфраструктура Минстрой