09.07.2015 00:10
Общество

Советы психиатра: Как не сойти с ума в период кризиса

Актуальные советы от одного из самых известных психиатров России
Текст:  Ирина Краснопольская
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №149 (6720)
Живем в непростое время. Кризис, санкции, гражданские войны, поток информаций об убийствах и самоубийствах - какой-то омут негатива. Как не сойти с ума в безумном мире? Об этом обозреватель "РГ" беседует с главным внештатным психиатром Минздрава России, гендиректором Федерального медицинского научного исследовательского центра психиатрии и наркологии им. Сербского профессором Зурабом Кекелидзе.
Читать на сайте RG.RU
Ученые: Некоторые женщины хотят оставаться в депрессии

Зураб Ильич, вы недавно сказали, что кризис прибавит работы психиатрам.

Зураб Кекелидзе: Сказал. Не отрекаюсь. Дело в том, что кризис - это по сути социальная чрезвычайная ситуация. А чрезвычайная ситуация - явление, которое выходит за рамки обычной, привычной жизни человека и окружающей его среды. Иными словами: у нас с вами нет предыдущего опыта выживания в подобной ситуации. Между тем к ней необходимо приспосабливаться. У одних это получается почти безболезненно. А у других... У других происходит то, что мы называем психическим расстройством. Это расстройство имеет несколько фаз. Первая - острая реакция на стресс. Потом развивается посттравматическое стрессовое расстройство. На его формирование обычно уходит чуть больше месяца. А вот длиться оно может годами.

И как это проявляется? Имею в виду и острое состояние, и то, которое длится годами? Спрашиваю об этом у вас, потому что вы - ведущий специалист России именно в оказании неотложной психолого-психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях.

Ученые назвали депрессию причиной инсульта

Зураб Кекелидзе: Первая стадия может быть двух видов. Возникает физическое и психическое возбуждение. Человек стремится покинуть место чрезвычайной ситуации. При этом не задумываясь о том, как это лучше сделать, не контролируя ситуацию. В других случаях возникает физическая и психическая заторможенность. Человек "слышит" только отрицательную информацию о происходящем: "все пропало", "все погибнут". На этом он зацикливается и никаких действий не предпринимает. Это длится от трех до пяти дней. А уже потом начинается формирование второго этапа: человек оценивает происшедшее и пытается определить свое место в возникшей ситуации, свою роль в том, что случилось. При этом одни убеждают себя в том, что ничего страшного не произошло. (Хотя могла быть потеря работы, денег, даже семьи.) И пытаются жить на широкую ногу - как будто ничего не случилось.

Так может, так и надо, чтобы не сойти с ума?

Зураб Кекелидзе: Ни в коем случае! Ситуацию надо оценить критически. Правильно оценить потери и свои силы. Скажем. Если человек потерял работу или есть к тому предпосылки, нужно определить, что можно сделать в этой ситуации. Чтобы не стать полным банкротом. Например, он шофер. Его уволили. Он не должен сидеть и ждать некоего чуда. Чудеса крайне редки. Он должен искать или другое место работы. Или заняться другим делом, скажем, ремонтом то есть найти себе иное применение. Другой тип реагирования - поиск виноватых, высказывание различных претензий к окружающим. Занятие бесполезное.

Исследование: йогурты защитят от депрессии?

То, о чем мы говорим, - не норма. Это психическое расстройство? Как его лечить?

Зураб Кекелидзе: Да, расстройство. Как лечить? Прежде всего обратиться к врачу-специалисту - психиатру или психотерапевту. Памятуя о том, что психотерапевт - это обязательно врач, а не специалист иной профессии. Например, психолог. В крупных центрах можно обратиться на "горячую линию" медико-психологической помощи.

Легко сказать: обратиться к помощи психиатра. Очень многие боятся - и надо признать, не без оснований, самого словосочетания "психиатрическая помощь". Никто не хочет, а точнее, боится прослыть психом.

Зураб Кекелидзе: Не могу с этим согласиться. Хотя такой страх есть. А вот оснований для него нет. Люди страшатся, что их поставят "на учет". Да, в некоторых случаях на учет ставят. Потому что некоторым больным требуется выдача бесплатных препаратов. Помимо этого надо учесть двойственное отношение к психическим больным. С одной стороны, никто не хочет, чтобы близкого к нему человека поставили на учет. А с другой - никто не хочет лететь в самолете, который управляется психически больным, не состоящим на учете. Или ехать с таким человеком в поезде, быть соседом.

Но мы говорим о тех, кого не надо ставить на учет. Но кому обязательно нужно помочь. Так как помочь?

Ученые: Золотые украшения вызывают депрессию

Зураб Кекелидзе: Повторюсь: прежде всего идти к врачу-психиатру. Не хочется? Надеетесь обойтись без рекомендаций и назначений специалиста? Увы! Вы же не станете приступ аппендицита лечить без вмешательства хирурга? Почему же вам кажется, что ваш стресс пройдет сам? Или поможет гадалка, или соседка по подъезду? Не помогут! Надо идти к врачу и выполнять его назначения. Тем более что после стресса или во время него появляются так называемые психосоматические расстройства. Например, астма, гипертония, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки, диабет, болезни кожи и так далее. Все начинается с головы. Одна четверть тех, кто обращается в поликлинику с обычными соматическими болезнями, нуждаются в консультации психиатра. И сейчас, в период кризиса, у нас заметно больше работы.

Селфи, которое сейчас просто как вид недуга, опасно для здоровья?

Зураб Кекелидзе: Селфи не имеет прямого отношения к кризису. Оно, кстати, старо как мир. Оно с тех пор, как человек однажды увидел свое изображение в стоячей воде. Он и тогда старался выглядеть в этой воде в лучшем виде. А теперь, когда у каждого в руках мобильник или планшетник, то, как говорится, и карты в руки. Но это не опасно. Это одна из форм - не лучших форм - самоутверждения, самолюбования и напоминания о себе окружающим. Но это не психическое расстройство, и в лечении поклонники селфи не нуждаются.

Вы в психиатрии больше сорока лет. Вы чувствуете, что вас пациенты не очень жалуют? Что психиатров даже боятся?

Зураб Кекелидзе: Напротив. У меня ощущение, что психиатрам, чем дальше, тем больше доверяют. Нередко приходят просто получить совет, как поступить в той или иной житейской ситуации. Как общаться в семье, шефом на работе, что обещать возлюбленной.

Зураб Ильич! Кризис завтра не закончится? Нас ждет светлое будущее! Или...

Зураб Кекелидзе: Я не гадалка. Но кризисы приходят и уходят. А у людей есть удивительная способность адаптироваться к самым тяжелым ситуациям. В кризис главное - не забывать друг о друге. Рука помощи актуальна всегда.

Кстати

Все начинается с головы. Одна четверть тех, кто обращается в поликлинику с обычными соматическими болезнями, нуждаются в консультации психиатра.

Здоровье