В понедельник утром, как принято говорить, "из кулуаров", стало известно о том, что лидеры Евросоюза и Греция достигли соглашения на полях саммита еврозоны. В обмен на проведение "чувствительных" реформ в финансовой, пенсионной и социальной сферах, Еврогруппа, состоящая из министров финансов стран-членов еврозоны, решила не исключать Грецию из своих рядов и предоставить ей финансовую помощь на крайне жестких для Афин условиях. "Лидеры еврозоны не смогли выйти из тупика по вопросу греческого кризиса в ходе ночных переговоров в то время как Германия усилила давление на Грецию, чтобы та реализовала смелые реформы и приняла высокий уровень внешнего экономического надзора в обмен на возможность получения от 82 до 86 миллиардов евро финансовой помощи", - написала авторитетная газета Financial Times.
От Греции к 15 июля требуется принять в парламенте пакет из шести законов, ключевыми из которых могут рассматриваться акты по пересмотру политики в сфере налогообложения в сторону увеличения налога на добавленную стоимость, а также о "разгосударствлении" предприятий. По прогнозам Еврогруппы, от приватизации госпредприятий в Греции может быть получено до 50 миллиардов евро, которые Афинам в Брюсселе посоветовали "целесообразным использовать для погашения кредитов", но под контролем иностранцев. Источники на переговорах говорят о том, что премьер Греции Алексис Ципрас "вроде бы согласился провести болезненные реформы, но пока еще сопротивляется тому, чтобы средствами, полученными от приватизации греческих предприятий, управлял некий внешний надзорный фонд".
Как указано в проекте заявления министров финансов зоны евро, "Афины обязались принять закон о налоге на добавленную стоимость, о пенсиях и создании независимого учреждения для решения фискальных реформ до четверга, и показали готовность согласиться на другие жесткие реформы". Впрочем, в греческой столице в понедельник эту информацию не подтвердили. На полях саммита греческие представители высказывались еще жестче, расценивая предложения Брюсселя, как "очень плохие" и "унизительные". Ципрасу не позавидуешь. Он оказался в критической ситуации, перед которой в шахматах объявляется мат: от тех самых реформ, к которым его буквально принуждали, ему теперь, похоже, не уйти. В этой ситуации ему главное проиграть с достоинством. Так, чтобы дома "не заклеймили".
Премьеру Греции действительно в последний раз дали понять: получить деньги от кредиторов он может, лишь проведя болезненные реформы, направленные на спасение "погибающей" греческой экономики. В противном случае дефолт "покажется цветочками". С другой стороны, выполнение тех самых требований, особенно в части распоряжения доходами от приватизации, в области социальных и пенсионных реформ, означает то, что Ципрас фактически "предаст" тот самый мандат доверия, которым греки наделили его на референдуме. А это ставит крест на его политической карьере в родной стране. Ципрасу пока удается сидеть на двух стульях: он на публике не соглашается с кредиторами, но и вроде как не отвергает ультимативные требования Еврогруппы, в которой наиболее весомым звучит "голос из Берлина". В Германии не исключают возможность исключения Греции из зоны евро, в то время, как Париж настаивает на том, что Афины во чтобы то ни стало нужно удержать от краха.
В целом, по оценкам наблюдателей, будущее Греции в зоне единой для Европы валюты по-прежнему остается неопределенным, несмотря на попытки Франции найти компромисс в этом крупнейшем за последние годы кризисе, с которым столкнулся Евросоюз. Президент Франции Франсуа Олланд пообещал договориться с Афинами и предупредил, что "на кону стоит не просто вопрос - останется ли Греция в Европе, а наша концепция Европы".
В ответ на это "мрачная", как подмечает FT, Меркель дала понять, что "соглашения с Грецией любой ценой не будет". "В один момент, аргументы сторон накалились до такого предела, что один из участников встречи назвал атмосферу среди министров финансов не иначе, как "насилие". Встреча Еврогруппы в ночь на воскресенье была приостановлена после того, как министр финансов Германии Вольфганг Шойбле, (который является сторонником "жесткого давления на Афины" - РГ), набросился на Марио Драги, президента Европейского центрального банка, во время напряженного противостояния", - пишет газета.
Подчеркивая драматизм ситуации, Люксембург предупредил Германию, что давление на Грецию принесет ей "глубокий конфликт" с Францией и станет "катастрофой для Европы". В свою очередь, Жан Ассельборн, министр иностранных дел Люксембурга, заявил газете Süddeutsche, что было бы "фатальным для репутации Германии в ЕС и в мире", если Берлин не воспользуется шансом предлагаемых греческой стороной реформ.
В ответ на эти, в целом, непопулярные для населения реформы, Греции может быть предоставлен очередной третий пакет финансовой помощи в размере до 90 миллиардов евро. При этом, как уточняет РИА Новости, 74 миллиарда из этих средств может выделить Европейский механизм стабильности (ESM), а 16 миллиардов евро предоставит Международный валютный фонд.
Между тем
Из 312,7 миллиардов евро внешнего долга Греции краткосрочные (до 1 года) выплаты составляют 39,9 миллиардов евро, и среднесрочные - 34,1 миллиарда евро. Между тем в Брюсселе исходят из того, что из-за неуклонного ухудшения состояния греческой экономики, ее "спасательные расходы" выросли с 82 до 86 миллиардов евро. В соответствии с расчетами Еврогруппы, 12 миллиардов евро необходимы Афинам в следующем месяце и 10 миллиардов "немедленно" для рекапитализации банков.
Кризис в Греции