"Россия в порядке исключения может отступить от исполнения возлагаемых на нее обязательств, если такое отступление является единственным возможным способом избежать нарушения основополагающих конституционных принципов", - говорится в вердикте КС РФ, оглашенном сегодня в Санкт-Петербурге.
"Ни Конвенция о защите прав и свобод человека и гражданина как международный договор Российской Федерации, ни основанные на ней правовые позиции Европейского суда, содержащие оценки национального законодательства, касающиеся изменений его положений, не отменяют для российской правовой системы приоритет Конституции, и потому подлежат реализации в рамках этой системы только при условии высшей юридической силы - именно Конституции РФ", - говорится в документе.
Напомним, запрос о необходимости исполнения некоторых решений ЕСПЧ поступил в Конституционный суд в середине июня из Госдумы. Под документом подписались 93 депутата от разных фракций. Парламентарии поставили перед КС вопрос, каким образом должны исполняться решения Страсбурга в России, если они противоречат национальной Конституции и постановлениям КС. "Ряд решений ЕСПЧ имеют своей конечной целью размывание границ государственного суверенитета России", - указывал депутат Александр Тарнавский, представлявший в КС позицию парламентариев.
Отметим, что российские законодатели не первыми поставили под вопрос полномочия ЕСПЧ. Ранее с похожими оценками выступали представители различных стран, входящих в Совет Европы, в том числе некоторые лидеры европейских стран. В частности, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон недавно обрушился с критикой на некоторые решения Страсбургского суда.
Справка "РГ"
Российская Федерация в феврале 1996 года подписала Европейскую конвенцию. Таким образом Россия признала юрисдикцию Европейского Суда по правам человека и обязалась исполнять все его решения. Соответствующие положения впоследствии были внесены в ряд российских законов и кодексов, что сделало постановления ЕСПЧ основанием для пересмотра ранее вынесенных национальными судами решений. В настоящий момент решения Страсбургского суда обязательны для исполнения на территории всех 47 государств, входящих в Совет Европы.